Чай получил широкое распространение в Японии начиная с XII века, когда он был завезен из Китая и стал выращиваться при дзэн-буддийских монастырях. Сначала его использовали только в религиозных обрядах: подносили Будде и пили во время медитаций. В XIII веке обычай чаепития проник в среду аристократов и самураев. По блеску чайной церемонии и по числу гостей судили о самом хозяине – её устроителе. Церемонии в этом стиле назывались син-тя («дворцовый» стиль). Гости угадывали сорта чая – эта забава тоже пришла из Китая. Посуда для чайной церемонии была очень дорогой, ею дорожили не меньше, чем мечом. Ритуал чаепития стал символом аристократического времяпрепровождения.
Есть красивая притча, которая помогает понять глубокий философский смысл, заложенный в японских садах.
Однажды учитель поручил ученику убрать сад. Ученик очень старательно мел дорожки, убирал с травы опавшие листья и сад стал безупречно чистым. Но учитель остался недоволен, что-то мешало ощутить полную гармонию. Он слегка потряс цветущее дерево вишни, и несколько лепестков упало на землю. Вот теперь картина в саду была идеальна.
Ничто не вечно. Ничто не закончено. Ничто не совершенно.
Классический чайный сад называется родзи. Все элементы сада были привычными и повседневными, но здесь они приобретали особое значение. Чайный сад – это сцена для философского спектакля с глубоким смыслом. Каждый элемент здесь должен быть на своем месте и выполнять определенную функцию.
Чайный сад разделяется на две части: внешний родзи и внутренний родзи. Они должны различаться по стилю оформления. Во внешней части должны присутствовать беседка для ожидания и декоративная уборная. Во внутреннем дворике размещаются колодец, декоративная мусорная яма, цукубай (место для омовения) и чайный домик (тясицу). Внешний и внутренний родзи разделяются простой изгородью, в которой есть двухстворчатые ворота. В чайных садах одной из школ ворота представляют собой отверстие для пролезания. Перед ним и за ним устанавливаются высокие плоские камни в качестве ступенек.
Все элементы соединяются между собой тоби-иси (шаговая дорожка из отдельных крупных плоских камней). Дорожка имеет очень важное значение, она символизирует путь чая – действо, приводящее к очищению.
Сам чайный домик – это небольшое скромное строение. Вход в него делают низким, чтобы человек мог пройти внутрь только согнувшись. Этот ритуал уравнивает всех участников чайной церемонии. И простолюдин, и князь должны поклониться, чтобы попасть в тясицу. Раньше рядом со входом делали полку для мечей, все гости должны были входить в тясицу безоружными.
Цукубай – место для омовения. Гости должны присесть на корточки, набрать из каменной чаши воды, омыть руки и прополоскать рот. Это обряд очищения. Форма цукубай может быть любой. Рядом с цукубай ставится каменный фонарь орибе-торо. По легенде мастер Фурута Орибе был христианином. Эта религия в Японии запрещалась. Орибе вырезал на ножке фонаря изображение Девы Марии, поклонялся ей, а никто не догадывался. Фонарь Орибе-торо всегда устанавливают рядом с цукубай. Низ фонаря должен быть прикрыт листвой. В чайном саду помимо орибе-торо ставят и другие каменные фонари, которые в темное время суток освещают территорию.
В чайных садах, как и в других садах Японии, возможны три степени проработанности композиции: син - полная, гё - полусокращенная и со - сокращенная. В основе этого представления лежит тридиция ситно, где божество может являться как гора, как окруженная горами возвышенность (ивасака) или даже как плоское место, засыпанное галькой (сики).
Чай получил широкое распространение в Японии начиная с XII века, когда он был завезен из Китая и стал выращиваться при дзэн-буддийских монастырях. Сначала его использовали только в религиозных обрядах: подносили Будде и пили во время медитаций. В XIII веке обычай чаепития проник в среду аристократов и самураев. По блеску чайной церемонии и по числу гостей судили о самом хозяине – её устроителе. Церемонии в этом стиле назывались син-тя («дворцовый» стиль). Гости угадывали сорта чая – эта забава тоже пришла из Китая. Посуда для чайной церемонии была очень дорогой, ею дорожили не меньше, чем мечом. Ритуал чаепития стал символом аристократического времяпрепровождения.
Есть красивая притча, которая помогает понять глубокий философский смысл, заложенный в японских садах.
Однажды учитель поручил ученику убрать сад. Ученик очень старательно мел дорожки, убирал с травы опавшие листья и сад стал безупречно чистым. Но учитель остался недоволен, что-то мешало ощутить полную гармонию. Он слегка потряс цветущее дерево вишни, и несколько лепестков упало на землю. Вот теперь картина в саду была идеальна.
Ничто не вечно. Ничто не закончено. Ничто не совершенно.
Классический чайный сад называется родзи. Все элементы сада были привычными и повседневными, но здесь они приобретали особое значение. Чайный сад – это сцена для философского спектакля с глубоким смыслом. Каждый элемент здесь должен быть на своем месте и выполнять определенную функцию.
Чайный сад разделяется на две части: внешний родзи и внутренний родзи. Они должны различаться по стилю оформления. Во внешней части должны присутствовать беседка для ожидания и декоративная уборная. Во внутреннем дворике размещаются колодец, декоративная мусорная яма, цукубай (место для омовения) и чайный домик (тясицу). Внешний и внутренний родзи разделяются простой изгородью, в которой есть двухстворчатые ворота. В чайных садах одной из школ ворота представляют собой отверстие для пролезания. Перед ним и за ним устанавливаются высокие плоские камни в качестве ступенек.
Все элементы соединяются между собой тоби-иси (шаговая дорожка из отдельных крупных плоских камней). Дорожка имеет очень важное значение, она символизирует путь чая – действо, приводящее к очищению.
Сам чайный домик – это небольшое скромное строение. Вход в него делают низким, чтобы человек мог пройти внутрь только согнувшись. Этот ритуал уравнивает всех участников чайной церемонии. И простолюдин, и князь должны поклониться, чтобы попасть в тясицу. Раньше рядом со входом делали полку для мечей, все гости должны были входить в тясицу безоружными.
Цукубай – место для омовения. Гости должны присесть на корточки, набрать из каменной чаши воды, омыть руки и прополоскать рот. Это обряд очищения. Форма цукубай может быть любой. Рядом с цукубай ставится каменный фонарь орибе-торо. По легенде мастер Фурута Орибе был христианином. Эта религия в Японии запрещалась. Орибе вырезал на ножке фонаря изображение Девы Марии, поклонялся ей, а никто не догадывался. Фонарь Орибе-торо всегда устанавливают рядом с цукубай. Низ фонаря должен быть прикрыт листвой. В чайном саду помимо орибе-торо ставят и другие каменные фонари, которые в темное время суток освещают территорию.
В чайных садах, как и в других садах Японии, возможны три степени проработанности композиции: син - полная, гё - полусокращенная и со - сокращенная. В основе этого представления лежит тридиция ситно, где божество может являться как гора, как окруженная горами возвышенность (ивасака) или даже как плоское место, засыпанное галькой (сики).