т. зр, на соотношение добра и зла в процессе развития мира, претендующая на преодоление крайностей оптимизма и пессимизма . Термин «М.» был введен англ. писательницей XIX в. Дж. Элиот. Подробно принцип М. был разработан англ. бурж. психологом я этиком Дж. Селли в книге «Пессимизм ( история и критика )» (1877). Он считал оптимизм и пессимизм равно односторонними т. зр. Абсолютный оптимизм, как его трактует Селли, связан с представлением о том, что зло скоропреходяще, что в жизни человека преобладает благо и поэтому существенно менять ее не имеет смысла ; пессимизм же, напротив, означает, что в мире всегда преобладают зло и страдание и что улучшить его невозможно. Т. обр. оба эти принципа, полагает Селли, парализуют практическую активность человека. Предлагаемый им среднийпуть состоит в том, чтобыпризнать зло неизбежным, но верить, что об-во постепенно улучшается, что человек своими действиями способен расширять сферу добра и увеличиватьколичество счастливых. Различные варианты теории М. развивают, напр., и нек-рые амер. буржуазные философы (Дьюи, Д. Дрейк, Р. Перри). Марксизм видит несостоятельность принципа М. в том, что он изображает соотношение добра и зла в жизни человека как извечное противопоставление абстрактных, внеисторических начал. Марксистская философия отстаивает т. зр. оптимизма, к-рую, однако, нельзясводить к полной удовлетворенности существующим. Оптимизм предполагает веру (основанную, разумеется, на науке и опыте ) в безграничныйпрогресс человека и об-ва. Но этот процесс не является автоматическим. Он реализуется лишь в социально-классовой борьбе за лучшее будущее . Сами задачи и цели такой борьбы, выражающиеся в моральном сознании в виде понятий добра и идеала , имеют исторически конкретныйхарактер . Несостоятельность М. заключается также в том, что он предписывает людям постепенный, оппортунистический путь бесконечного приближения к добру и отрицает революционную практику как путь достижения социальной справедливости (в этом смысле ему близка т. наз. теория малых дел).
т. зр, на соотношение добра и зла в процессе развития мира, претендующая на преодоление крайностей оптимизма и пессимизма . Термин «М.» был введен англ. писательницей XIX в. Дж. Элиот. Подробно принцип М. был разработан англ. бурж. психологом я этиком Дж. Селли в книге «Пессимизм ( история и критика )» (1877). Он считал оптимизм и пессимизм равно односторонними т. зр. Абсолютный оптимизм, как его трактует Селли, связан с представлением о том, что зло скоропреходяще, что в жизни человека преобладает благо и поэтому существенно менять ее не имеет смысла ; пессимизм же, напротив, означает, что в мире всегда преобладают зло и страдание и что улучшить его невозможно. Т. обр. оба эти принципа, полагает Селли, парализуют практическую активность человека. Предлагаемый им среднийпуть состоит в том, чтобыпризнать зло неизбежным, но верить, что об-во постепенно улучшается, что человек своими действиями способен расширять сферу добра и увеличиватьколичество счастливых. Различные варианты теории М. развивают, напр., и нек-рые амер. буржуазные философы (Дьюи, Д. Дрейк, Р. Перри). Марксизм видит несостоятельность принципа М. в том, что он изображает соотношение добра и зла в жизни человека как извечное противопоставление абстрактных, внеисторических начал. Марксистская философия отстаивает т. зр. оптимизма, к-рую, однако, нельзясводить к полной удовлетворенности существующим. Оптимизм предполагает веру (основанную, разумеется, на науке и опыте ) в безграничныйпрогресс человека и об-ва. Но этот процесс не является автоматическим. Он реализуется лишь в социально-классовой борьбе за лучшее будущее . Сами задачи и цели такой борьбы, выражающиеся в моральном сознании в виде понятий добра и идеала , имеют исторически конкретныйхарактер . Несостоятельность М. заключается также в том, что он предписывает людям постепенный, оппортунистический путь бесконечного приближения к добру и отрицает революционную практику как путь достижения социальной справедливости (в этом смысле ему близка т. наз. теория малых дел).