В вагоне поезда, идущего сначала по прямолинейному пути, а затем по закругленному со скоростью 72 км/ч В вагоне поезда, идущего сначала по прямолинейному пути, а затем по закругленному со скоростью 72 км/ч, производится взвешивание некоторого груза на пружинных весах; весы в первом случае показывают 50 Н, а на закруглении 51 Н. Определить радиус закругления пути.
Для решения этой задачи мы воспользуемся законом Ньютона и понятием центровой силы.
Определим массу груза.
Вес груза в первом случае при прямолинейном движении: [ F = mg = 50 \, \text{Н} ] где ( g \approx 9.81 \, \text{м/с}^2 ) — ускорение свободного падения.
Следовательно, масса груза ( m ): [ m = \frac{F}{g} = \frac{50}{9.81} \approx 5.1 \, \text{кг} ]
Определим ускорение при закруглении.
При движении по окружности на тело будет действовать центростремительное ускорение ( a_c ), которое определяется по формуле: [ a_c = \frac{v^2}{r} ] где ( v ) — скорость, ( r ) — радиус закругления. Для определения скорости в м/с: [ v = \frac{72 \, \text{км/ч}}{3.6} = 20 \, \text{м/с} ]
Определим, какое дополнительное усилие проявляется в весах при закруглении.
При закруглении весы покажут: [ F' = mg + ma_c ] Это соответствует показаниям весов: [ F' = 51 \, \text{Н} ]
Подставим значения: [ 51 = mg + m \frac{v^2}{r} ] Поскольку ( mg = 50 \, \text{Н} ): [ 51 = 50 + m \frac{v^2}{r} ] Отсюда найдем центростремительное ускорение: [ 1 = m \frac{v^2}{r} ] Подставим ( m ): [ 1 = 5.1 \cdot \frac{20^2}{r} ] Это дает: [ 1 = 5.1 \cdot \frac{400}{r} ] [ r = 5.1 \cdot 400 = 2040 \, \text{м} ]
Таким образом, радиус закругления пути составляет ( r \approx 2040 \, \text{м} ).
Для решения этой задачи мы воспользуемся законом Ньютона и понятием центровой силы.
Определим массу груза.
Вес груза в первом случае при прямолинейном движении:
[
F = mg = 50 \, \text{Н}
]
где ( g \approx 9.81 \, \text{м/с}^2 ) — ускорение свободного падения.
Следовательно, масса груза ( m ):
[
m = \frac{F}{g} = \frac{50}{9.81} \approx 5.1 \, \text{кг}
]
Определим ускорение при закруглении.
При движении по окружности на тело будет действовать центростремительное ускорение ( a_c ), которое определяется по формуле:
[
a_c = \frac{v^2}{r}
]
где ( v ) — скорость, ( r ) — радиус закругления. Для определения скорости в м/с:
[
v = \frac{72 \, \text{км/ч}}{3.6} = 20 \, \text{м/с}
]
Определим, какое дополнительное усилие проявляется в весах при закруглении.
При закруглении весы покажут:
[
F' = mg + ma_c
]
Это соответствует показаниям весов:
[
F' = 51 \, \text{Н}
]
Подставим значения:
[
51 = mg + m \frac{v^2}{r}
]
Поскольку ( mg = 50 \, \text{Н} ):
[
51 = 50 + m \frac{v^2}{r}
]
Отсюда найдем центростремительное ускорение:
[
1 = m \frac{v^2}{r}
]
Подставим ( m ):
[
1 = 5.1 \cdot \frac{20^2}{r}
]
Это дает:
[
1 = 5.1 \cdot \frac{400}{r}
]
[
r = 5.1 \cdot 400 = 2040 \, \text{м}
]
Таким образом, радиус закругления пути составляет ( r \approx 2040 \, \text{м} ).