К выдающимся меценатам в истории Украины принадлежал Иван Мазепа (1639 - 1709), гетман Войска Запорожского (1686 - 1709), председатель казацкого государства. Искусство его времени называют казацким барокко, а также мазепинским. В период правления Мазепы в Украине относительно нормализовалась политическая обстановка, поэтому развернулось активное строительство. Финансирование Мазепы способствовало построению большого количества храмов. Конструктивное и художественное решение этих монументальных сооружений получило специфический вид - национальный стиль, в частности в декоре появляются «государственные» элементы - гербы, вензеля, трезубцы.
Характерной особенностью храмов стали ярусностью, грушевидная форма куполов, расположенных по оси «восток - запад» в трехкупольных церквях и по кресту - в пятикупольных. Конструкцию древнеукраинского пятисрубного храма были объединены с типом барочной базилики, а основное художественное проявление заключалось в живописном внешнем декорировании барочными скульптурными орнаментами. Их мотивы были переняты из древней народной орнаментики. Большое значение уделялось и достижению игры света и тени.
К выдающимся меценатам в истории Украины принадлежал Иван Мазепа (1639 - 1709), гетман Войска Запорожского (1686 - 1709), председатель казацкого государства. Искусство его времени называют казацким барокко, а также мазепинским. В период правления Мазепы в Украине относительно нормализовалась политическая обстановка, поэтому развернулось активное строительство. Финансирование Мазепы способствовало построению большого количества храмов. Конструктивное и художественное решение этих монументальных сооружений получило специфический вид - национальный стиль, в частности в декоре появляются «государственные» элементы - гербы, вензеля, трезубцы.
Характерной особенностью храмов стали ярусностью, грушевидная форма куполов, расположенных по оси «восток - запад» в трехкупольных церквях и по кресту - в пятикупольных. Конструкцию древнеукраинского пятисрубного храма были объединены с типом барочной базилики, а основное художественное проявление заключалось в живописном внешнем декорировании барочными скульптурными орнаментами. Их мотивы были переняты из древней народной орнаментики. Большое значение уделялось и достижению игры света и тени.