Сравните взгляды нестяжателей и иосифлян на положение Православной церкви в русском обществе и государстве по примерному плану: 1) Основоположники церковных течений, годы их жизни. 2) Места расположения монастырей — центров церковной мысли. 3) Отношение нестяжателей и иосифлян к власти государя и богатствам Церкви. 4) Отношение к ним государства. 5) Отношение к ним разных сословий русского общества.
1) Нестяжатели и иосифляне расходились в своих взглядах на положение Православной церкви в русском обществе и государстве. Нестяжатели были сторонниками освобождения церкви от владения землей и богатств, признавали идеалом нищенского благочестия и отрицали связь церкви с мирской властью. Иосифляне, напротив, отстаивали право церкви на владение землей и имуществом, считая это основой для ее независимости и влияния в обществе.
2) Нестяжатели чаще всего сконцентрировались в монастырях, которые служили центрами их духовной деятельности и проповеди. Одним из известных монастырей-центров нестяжателей был Александровский женский монастырь в Петербурге. Иосифляне часто пребывали в монастырях, которые имели богатую материальную базу и широкое влияние в обществе.
3) Нестяжатели критически относились к связи церкви с государством, призывая к отделению церкви от мира и отказу от богатства. Иосифляне же считали, что сотрудничество церкви с государством и богатство церкви не противоречат христианскому учению и служат креплению церковной власти.
4) Государство обычно поддерживало иосифлян, так как их взгляды оправдывали существующий порядок в обществе и укрепляли власть царя. Нестяжатели же часто оказывались под преследованиями со стороны государства за свои критические высказывания и действия в отношении церкви.
5) Разные сословия общества также по-разному относились к нестяжателям и иосифлянам. Крестьяне и мещане, которые страдали от угнетения со стороны церкви и ее богатства, чаще симпатизировали нестяжателям. Архиереи, бояре и духовенство, наоборот, чаще поддерживали иосифлянов из-за их благонамеренности к церкви и власти.
1) Нестяжатели и иосифляне расходились в своих взглядах на положение Православной церкви в русском обществе и государстве. Нестяжатели были сторонниками освобождения церкви от владения землей и богатств, признавали идеалом нищенского благочестия и отрицали связь церкви с мирской властью. Иосифляне, напротив, отстаивали право церкви на владение землей и имуществом, считая это основой для ее независимости и влияния в обществе.
2) Нестяжатели чаще всего сконцентрировались в монастырях, которые служили центрами их духовной деятельности и проповеди. Одним из известных монастырей-центров нестяжателей был Александровский женский монастырь в Петербурге. Иосифляне часто пребывали в монастырях, которые имели богатую материальную базу и широкое влияние в обществе.
3) Нестяжатели критически относились к связи церкви с государством, призывая к отделению церкви от мира и отказу от богатства. Иосифляне же считали, что сотрудничество церкви с государством и богатство церкви не противоречат христианскому учению и служат креплению церковной власти.
4) Государство обычно поддерживало иосифлян, так как их взгляды оправдывали существующий порядок в обществе и укрепляли власть царя. Нестяжатели же часто оказывались под преследованиями со стороны государства за свои критические высказывания и действия в отношении церкви.
5) Разные сословия общества также по-разному относились к нестяжателям и иосифлянам. Крестьяне и мещане, которые страдали от угнетения со стороны церкви и ее богатства, чаще симпатизировали нестяжателям. Архиереи, бояре и духовенство, наоборот, чаще поддерживали иосифлянов из-за их благонамеренности к церкви и власти.