Анализ аграрной политики царизма в Кыргызстане, начиная со второй половины XIX века, позволяет выявить специфику ее реализации в различных регионах края. На юге Кыргызстана -землеустройство оседающих кочевников и прикрепление их к определенным участкам земли на самых жестоких условиях. На севере — изъятие земель укоренного населения и вытеснение их с долинных зон. Связано это было территориальным разделением труда и соответствующей специализацией сельского хозяйства этих регионов.
Земля кыргызов, согласно Положению царского правительства от 1868 г. о государственной экспроприации земли кочевников и превращении ее в собственность Российского государства, предоставлялась кочевникам-кыргызам, лишь на условиях бессрочного пользования на основе обычаев, но не в частную собственность. В этом и была суть аграрного переворота в колониях, произведенного сверху, положившей начало процессу первоначального накопления со своими колониальными особенностями.
Царское правительство понимало, что предоставление земли в частную собственность оседлым и оседающим кочевникам сделает невозможным дельнейшее углубление русской колонизации. Во-первых, потому, что земледельческое оседание, как свидетельствует мировая история — это большой прогресс, во-вторых, частная собственность на землю служит главным ее определяющим фактором спонтанного общественного развития всех народов, поскольку именно частная собственность способствует осуществлению человеческого «я».
Царизм колониальным методом аграрной политики преследовал цель — задержать кыргызов на том общественном уровне, на котором они их застали, что было удобным условием для их колониального порабощения.
К тому же для оседания полукочевников, сложились объективные факторы:
1) непосредственное влияние промышленного капитала России;
2) переселявшиеся русские крестьяне вносили элементы разложения патриархально-родового строя кыргызов;
3) насильственное изъятие зимних пастбищ и следовавшие за ними джуты (бескормица) лишали массы кочевников скота, что приводило к их вынужденному оседанию.
Таким образом, складываются объективные предпосылки общественного разделения труда, то есть отделения оседлого земледелия от кочевого скотоводства и превращение первых, в основное средство производства букары.
Этот процесс становится исходным пунктом и главным прогрессивным фактором разложения полуфеодального строя и определившим его разложение.
В результате такой политики полукочевники-кыргызы подвергались ежегодным джутам и голоду. Особенно ужасающие джугы 1878 и 1886 гг. поставили кочевников на край гибели. Самый широкий размах изъятие земель получает с 1891 г. когда вновь было возобновлено переселенческое движение на окраины Российской империи. Только за один 1892 г. в Чуйской долине было изъято 107267 десятин удобной и 2126 дес. неудобной земли [8]. На этот произвол царских властей «киргизы высказались против изъятий, … что в настоящее время пашни составляют единственный источник, обеспечивающий существование киргиз» [9].
Несмотря на такие протесты киргизов, 23 февраля 1893 г. Семиреченское областное правление постановило «изъять Чуйские участки из использования киргиз, а поданные последними прошения оставить без последствия» [10].
Произвольный захват земель и изгнание трудящихся киргизов из парцеллы происходит повсеместно в Северной Киргизии. Почти все удобные земли Чуйской долины и побережья Иссык-Куля в начале 90-х гг. были изъяты [11]. Для использования земли в целях насаждения и развития колониальной формы капитализма в сельском хозяйстве в северной Киргизии действовали две мощные силы: колониальная администрация, с одной стороны, и деспотическая власть манапов, с другой. Те и другие преследовали свои корыстные цели. Колониальная администрация заявляла, что изъятию якобы подлежат только излишки земли кочевников, а манапы будто бы сдавали землю в аренду на добровольных началах «лицам русского происхождения». Деспотическая власть манапов на местах использовалась царизмом, как завуалированный метод изъятия земель у букары и являлась вторым фактором обезземеливания трудящихся кыргызов. Арендуемые русскими переселенцами земли, обратно не возвращались прежним владельцам — манапам, так как на ней уже вырастали поселки и города колонизаторов.
Финалом аграрной политики царизма, поставившим кыргызский народ на край гибели, было постановление правительства от 1915 г. о выселении северных кыргызов в горные ущелья и Балхашские пустыни. Позже Туркестанский комитет Временного правительства от 19 апреля 1917 г. о местах поселения возвращающихся кыргызов из Китая постановили не допускать их в Пржевальский и Пишпекский уезды, а разделять их в горных районах Нарына и на востоке Джаркентского и Верненского уездов.
Анализ аграрной политики царизма в Кыргызстане, начиная со второй половины XIX века, позволяет выявить специфику ее реализации в различных регионах края. На юге Кыргызстана -землеустройство оседающих кочевников и прикрепление их к определенным участкам земли на самых жестоких условиях. На севере — изъятие земель укоренного населения и вытеснение их с долинных зон. Связано это было территориальным разделением труда и соответствующей специализацией сельского хозяйства этих регионов.
Земля кыргызов, согласно Положению царского правительства от 1868 г. о государственной экспроприации земли кочевников и превращении ее в собственность Российского государства, предоставлялась кочевникам-кыргызам, лишь на условиях бессрочного пользования на основе обычаев, но не в частную собственность. В этом и была суть аграрного переворота в колониях, произведенного сверху, положившей начало процессу первоначального накопления со своими колониальными особенностями.
Царское правительство понимало, что предоставление земли в частную собственность оседлым и оседающим кочевникам сделает невозможным дельнейшее углубление русской колонизации. Во-первых, потому, что земледельческое оседание, как свидетельствует мировая история — это большой прогресс, во-вторых, частная собственность на землю служит главным ее определяющим фактором спонтанного общественного развития всех народов, поскольку именно частная собственность способствует осуществлению человеческого «я».
Царизм колониальным методом аграрной политики преследовал цель — задержать кыргызов на том общественном уровне, на котором они их застали, что было удобным условием для их колониального порабощения.
К тому же для оседания полукочевников, сложились объективные факторы:
1) непосредственное влияние промышленного капитала России;
2) переселявшиеся русские крестьяне вносили элементы разложения патриархально-родового строя кыргызов;
3) насильственное изъятие зимних пастбищ и следовавшие за ними джуты (бескормица) лишали массы кочевников скота, что приводило к их вынужденному оседанию.
Таким образом, складываются объективные предпосылки общественного разделения труда, то есть отделения оседлого земледелия от кочевого скотоводства и превращение первых, в основное средство производства букары.
Этот процесс становится исходным пунктом и главным прогрессивным фактором разложения полуфеодального строя и определившим его разложение.
В результате такой политики полукочевники-кыргызы подвергались ежегодным джутам и голоду. Особенно ужасающие джугы 1878 и 1886 гг. поставили кочевников на край гибели. Самый широкий размах изъятие земель получает с 1891 г. когда вновь было возобновлено переселенческое движение на окраины Российской империи. Только за один 1892 г. в Чуйской долине было изъято 107267 десятин удобной и 2126 дес. неудобной земли [8]. На этот произвол царских властей «киргизы высказались против изъятий, … что в настоящее время пашни составляют единственный источник, обеспечивающий существование киргиз» [9].
Несмотря на такие протесты киргизов, 23 февраля 1893 г. Семиреченское областное правление постановило «изъять Чуйские участки из использования киргиз, а поданные последними прошения оставить без последствия» [10].
Произвольный захват земель и изгнание трудящихся киргизов из парцеллы происходит повсеместно в Северной Киргизии. Почти все удобные земли Чуйской долины и побережья Иссык-Куля в начале 90-х гг. были изъяты [11]. Для использования земли в целях насаждения и развития колониальной формы капитализма в сельском хозяйстве в северной Киргизии действовали две мощные силы: колониальная администрация, с одной стороны, и деспотическая власть манапов, с другой. Те и другие преследовали свои корыстные цели. Колониальная администрация заявляла, что изъятию якобы подлежат только излишки земли кочевников, а манапы будто бы сдавали землю в аренду на добровольных началах «лицам русского происхождения». Деспотическая власть манапов на местах использовалась царизмом, как завуалированный метод изъятия земель у букары и являлась вторым фактором обезземеливания трудящихся кыргызов. Арендуемые русскими переселенцами земли, обратно не возвращались прежним владельцам — манапам, так как на ней уже вырастали поселки и города колонизаторов.
Финалом аграрной политики царизма, поставившим кыргызский народ на край гибели, было постановление правительства от 1915 г. о выселении северных кыргызов в горные ущелья и Балхашские пустыни. Позже Туркестанский комитет Временного правительства от 19 апреля 1917 г. о местах поселения возвращающихся кыргызов из Китая постановили не допускать их в Пржевальский и Пишпекский уезды, а разделять их в горных районах Нарына и на востоке Джаркентского и Верненского уездов.