Какую роль играли батыры в казахском обществе

11 Июл 2019 в 07:38
6 342 +1
1
Ответы
1

Большое социальное и политическое влияние в казахском обществе в период XVIII - первой половины XIX в. имела социальная группа батыров - военных вождей. Тюрко-монгольское слово "батыр", "багатур", "бахадур" первоначально означало храбреца, вызывающего врага перед битвой на противоборство. В этой транскрипции оно еще в XIV в. проникло в русский язык, потеснив более ранний, автохтонный термин южнославянской книжности "храбр", т.е. "воитель". Наряду с русской калькой данного термина - "богатырь" - в Московском государстве конца XV - первой трети XVI в для обозначения иноземных храбрых воинов уже использовался собственно тюркоязычный термин "батыр", подтверждением чему могут служить отдельные замечания небезызвестного автора "Записок о Московии", германского посла Сигизмунда Герберштейна (1486-1566), впервые услышавшего это наименование от русских людей. Со времени Чингиз-хана термин "бахадур" многократно присваивался как титул представителям военизированной тюрко-монгольской знати. В этом значении многочисленных бахадуров в ханстве Абулхаира упоминают в своих сочинениях Масуд бен Усман Кухистани, Камал ад-Дин (Шир)-Али-Бинаи и другие восточные авторы. Довольно часто он использовался в качестве почетного титула, получаемого ханом или султаном за личную храбрость, либо за умелое руководство военными действиями в борьбе с внешними врагами. В данном случае звание "бахадур" прибавлялось к полному собственному имени какого-либо знатного кочевого правителя. В частности, в XVIII в. этот титул имели казахские ханы Тауке, Каип, Абулхаир, Абылай и некоторые другие. Однако батыр - это не только титул храбреца, но и наименование лиц, преимущественно занятых осуществлением военных функций. Батыром казахи называли любого храброго и опытного воина как из социальной группы "черной кости", так и наследственной аристократии, особо прославившегося в набегах и сражениях. По определению путешественника К.К Мейендорфа, батырами именовались в казахском обществе "люди храбрые, справедливые и предприимчивые, во время войны - это наездники" . Звание "батыр" никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами. Но вместе с тем, нередко возникали ситуации, когда батырами становились сын и внук того или иного батыра, ярко проявившие себя на военном поприще. Примером этому может служить история наследования данного титула потомками влиятельного батыра рода табын поколения жетыру Младшего жуза Богенбая  - его сыном Тленши Богенбай-улы и внуком Жоламаном Тленши, возглавившим народно- освободительное движение казахов Младшего жуза в 20-е - начале 30-х гг. XIX в. Званием батыра обладали также ряд потомков знаменитого батыра Среднего жуза Жаныбека, батыра Младшего жуза Есета и многих других выдающихся лиц Казахской степи. Наиболее сильно возросли авторитет и социальное значение батыров в первой половине XVIII в., что было обусловлено актуализацией внешней угрозы и возрастанием роли военно-потестарных структур в социальной организации казахов. Необходимость организации эффективного отпора джунгарской агрессии привела к появлению сначала на военной, а затем и политической сцене выдающейся плеяды народных предводителей и полководцев - батыров: Богенбая из рода табын поколения жетыру, Богенбая из рода табын племени аргын Среднего жуза, Кабанбая, Малайсары, Тайлака, Жаныбека, Отегена и других лиц, выдвинувшихся из низших слоев казахского общества. С именами вышеназванных батыров связаны наиболее крупные победы воинских отрядов казахов над войсками ойратов, в сражении при р. Буланты (1727 г.) и в знаменитой Анракайской битве (1729 г.), которые навсегда вошли в историческую память казахского народа. По мере ослабления военной напряженности на этнических рубежах казахских жузов снижалось и социальное значение батыров. Определенный всплеск общественной популярности и политического влияния этих военных вождей был связан с развитием народно-освободительных движений 20-40гг. XIX в. в Младшем и Среднем жузах, направленных против российского колониального господства. В этот период наибольший авторитет у казахов приобрели такие храбрые воины и сподвижники султана Кенесары, как его родной брат Наурызбай-батыр, батыры Агыбай, Бухарбай, Иман, Жеке и многие другие. На территории Старшего жуза заметное усиление роли военно-потесторных структур и связанное с этим возрастание общественной значимости социальной группы батыров наблюдалось в годы борьбы с военной агрессией Кокандского ханства (20-50-е г.г. XIX в.). Именно тогда звание батыра в казахском обществе получили предводители воинских ополчений Сарыбай Айдос-улы (1828-1890), Саурук Сталибек-улы (1798-1854), Сыпатай Алибек-улы (1781-1868), Суранши Акымбек-улы (1815-1864), Сыпатай Саурук-улы (1837-1899), Байзак-датха Мамбет-улы (1789-1864) и многие другие. В разные периоды истории казахского общества батыры являлись не только храбрыми воинами, лихими наездниками и предводителями воинских дружин, но и одной из наиболее элитных социальных групп кочевого общества. Не случайны в этом отношении и замечания многих дореволюционных авторов, что среди батыров можно было встретить немало казахских старшин-родоначальников, занимавших важное место в политической организации кочевников. Так, из 67 родоплеменных подразделений трех жузов, зафиксированных современниками на рубеже XVIII-XIX вв. во главе 25 структурных единиц (37,3%) находились батыры. Кроме того, именно батыры преимущественно привлекались верховной властью к выполнению ответственных поручений дипломатического характера во взаимоотношениях казахских ханств с соседними государствами, а также в интересах поддержки ханов при обострении их противоречий с членами бийского сословия и родовыми старшинами. Привилегированное положение батыров зависело, помимо их личных качеств, от военной удачи, престижных родственных связей и богатства, т.е. размеров той добычи, которую им удавалось захватить во время военных походов в чужие страны,  также из числа добровольных сторонников, состоявших большей частью из казахской молодежи. Поэтому по своему богатству и политическому влиянию среди казахов некоторые батыры (как например, Жаныбек, из рода шакшак племени аргын Среднего жуза) превосходили иногда правивших ханов и султанов.             Батыры строго придерживались военной этики. Здесь одним из кодексов степи, имеющих воспитательное значение была система требований, предъявляемых батырам.  Эту систему требований можно рассматривать, разделив ее на две части. Первая часть- неписанные законы, используемые в ходе войны: при поединке не нарушать очередности, дать  разрешение потерпевшему поражение противнику попрощаться с друзьями, умело использовать оружие. В больших сражениях участие батыров в поединке – его основная обязанность.  И.Ерофеева  отмечает, что были свои условия при победе  в единоборстве, называться батыром.             В конце ХVIII  в начале ХІХвв в трудах собирателей сведений, касающихся казахского общества значилось, чтобы завладеть знанием настоящего батыра во время войны, он должен три раза перейти на сторону врага, шашаком или копьем проколоть и убить врага, только в таком случае можно было называться батыром.             Одна из особенностей  казахских  батыров заключается в том, что они являются продолжателями традиций сказателей. Вообще традиции сказателей находятся в тесной связи с идеологией батыров.  В истории казахской литературы основная часть известных сказателей-выходцы из династии батыров или личности, сами бывшие известными батырами.             При рассмотрении в системе ценностей места института батыров,  присущих традиционному казахскому обществу, нельзя не остановиться на образе аргымаков батыров. Одна из  основных особенностей батыров – у него должен быть достойный  аргымак.  «Крылья джигита-лошадь»,- гласит народная мудрость. Батыры могут добиться больших побед,  благодаря помощи своих лошадей. Поэтому их лошади были  достойны батыров: они были умными, костистыми, крупными, незаменимыми.             Р.Г.Липец максимально полно описал о помощи аргымаков батырам в эпосах и об уходе за ними.

            В середине ХІХ века  Бронислав Залеский, внесший свою лепту в исследование традиций, обрядов, фольклора казахского народа отмечал:         «Жизнь казахской степи – в труде, казаха нужно познавать на лошади». Также в его трудах можно встретить строчки: «Когда видишь выносливость, ловкость казаха,  способного без устали верхом на лошади дойти до края земли, то кажется, что казахи родились в седле».           

- в традиционном казахском обществе сходятся свойственные батырам позиция, обычай, кодекс чести, принципы, своя цель, общественная деятельность, этические особенности, приметы с комплексом ценностей в сознании.

- кодекс чести и их образ является в казахском обществе школой воспитания. Батыры составляли выший образ патриотизма и гражданства.

- сказанные  устами биев, батыров и сказателей, находившихся вокруг аристократов степи мудрые слова и стихотворные строки как историческое, культурное наследие переходят от поколнеия к поколению, и пополняют систему ценностей традиционного казахского общества.

Таким образом рассматривалось место и значение, присущее системе духовных ценностей традиционного казахского общества, свойственные батыру традиции, обычаи, сознание и принципы как продолжателя вышеуказанной воинской традиции.

По мере ослабления военной напряженности на этнических рубежах казахских жузов снижалось и социальное значение батыров. Во второй половине XIX в. в связи с распространением на всей территории Казахстана государственно-административной системы Российской империи батыры как определенная социальная группа прекратили свое существование, а их традиционные военные функции перешли к соответствующим институциональным структурам колониальных учреждений Российской империи.

17 Июл 2019 в 15:44
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Название заказа не должно быть пустым
Введите email
Бесплатные доработки
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы
Проверка работы на плагиат
Интересные статьи из справочника
Поможем написать учебную работу
Название заказа не должно быть пустым
Введите email
Доверьте свою работу экспертам
Разместите заказ
Наша система отправит ваш заказ на оценку 96 340 авторам
Первые отклики появятся уже в течение 10 минут
Прямой эфир