Почему креолы были недовольны свои положение в латинской Америке

20 Авг 2019 в 08:48
666 +1
0
Ответы
1

После реформ Карла III и Помбала в Новом Свете уси­лились антиколониальные настроения. Что явилось при­чиной их открытого проявления, были ли они всеобщи­ми, а если нет, то кто стал их носителем и почему — на эти ключевые вопросы латиноамериканских освободитель­ных революций также нет однозначного ответа.

В отечественной научной литературе обычно под­черкивался рост эксплуатации колоний со стороны ме­трополий, поскольку к концу XVIII в. Испания окон­чательно утратила былое влияние в Европе и как никогда нуждалась в финансах для покрытия расходов на длительные войны, которые она вела со своими со­седями, а положение Португалии было ничуть не луч­ше. Либерализация колониальной экономики сопро­вождалась увеличением прямых и косвенных налогов, что стало настоящим бедствием для колониального на­селения. В Испанской Америке возросла подушная по­дать с индейцев (кроме того, ее распространили на ме­тисов и мулатов), увеличилась алькабала, произвольно вводились новые поборы, и тысячи ремесленников, торговцев и крестьян оказались на грани разорения. Невиданный размах, особенно в Перу, приобрела систе­ма принудительного репарто, которая охватила теперь и неиндейское население сельских округов. После про­ведения реформ в колонии хлынули иностранные това­ры, и торговцы с помощью коррехидоров поставляли их в общины, выкачивая огромные средства из общинных касс. В Бразилии также повышались старые налоги и вводились новые. Особенно страдало от поборов насе­ление капитании Минас-Жераис, где было много золо­тых приисков и алмазных месторождений. Во второй половине XVIII в. добыча драгоценных камней и золо­та сократилась, однако португальское правительство требовало не только уплаты налогов в прежних или больших размерах, но и скорейшего погашения нако­пившихся недоимок. В конце концов недальновидная политика Мадрида и Лиссабона сделала обстановку в колониях взрывоопасной, так как недовольство на­родных масс, а также состоятельных креолов достигло высшего предела, то есть действия метрополий якобы привели к всеобщему возмущению жителей Иберо-Аме­рики, независимо от их социального положения.

На основании этого тезиса еще в середине 50-х гг. XX в. в отечественной историографии появилась трак­товка борьбы за независимость как широкого народно­го движения, когда креолы, индейцы, негры и предста­вители прочего «цветного» населения в едином порыве сбросили с себя цепи колониального рабства. При этом классовые противоречия в иберо-американском обще­стве не отрицались, однако они отодвигались на второй план, поскольку, как было принято считать, все жите­ли колоний стремились к достижению общей великой цели — освобождению от гнета Испании и Португалии. Вскоре неправомерность подобной оценки происхо­дивших в колониях событий стала очевидной, особен­но когда речь шла о первом периоде Войны за незави­симость в Испанской Америке, так как невозможно было отрицать очевидный факт: в 1810—1815 гг. осво­бодительная борьба не получила здесь широкой под­держки «снизу» (за исключением Мексики), да и впос­ледствии это происходило не всегда. В большинстве своем и сами руководители антиколониальных восста­ний не стремились втянуть в революцию «цветных» жителей, занимавших низшие ступени социальной ие­рархии.

В последнее время важнейшей причиной освободи­тельных революций все чаще называют не «всеобщее недовольство населения колоний», а непримиримую позицию местных предпринимательских кругов, отож­дествляемых обычно с креольской верхушкой, которую крайне раздражала политика метрополии — ведь она ограничивала возможность влиятельных креолов по­стоянно наращивать принадлежавшую им собствен­ность. Так, опасаясь безудержной концентрации земли в руках немногих и полного обнищания индейского крестьянства, колониальные власти при разборе зе­мельных споров не всегда принимали сторону асендадо и часто защищали права других королевских поддан­ных — индейцев-общинников. Как уже упоминалось, по распоряжению испанской короны чиновники «на местах» пытались оградить индейское население от произвола латифундистов и упорядочить его эксплуа­тацию. Более того, иногда происходило неслыханное с точки зрения креольских помещиков «нарушение прав собственности»: их заставляли возвращать индей­ским общинам земли, которые асендадо «справедливо» считали своими. Кроме того, для скорейшего проведе­ния реформ Испания увеличила «военное присутст­вие» в колониях, что также было воспринято креоль­ской верхушкой без всякого энтузиазма. Креолов не устраивало сохранение торговых монополий государ­ства и купцов с Иберийского полуострова, ограниче­ние промышленного и сельскохозяйственного произ­водства и особенно — отсутствие свободы торговли с зарубежными странами.

В испанских владениях требование снять наиболее одиозные запреты выдвигалось через консуладо, где были представлены землевладельцы, производители промышленных товаров, горнопромышленники и тор­говцы, причем уже не все они были «чистыми» креола­ми. Ущемление интересов колониальной верхушки, диктат метрополии рассматривались как деспотизм со стороны испанской короны, и это позволяло креоль­ским и некреольским предпринимателям чувствовать себя «угнетенным классом» и заявлять об этом откры­то. Однако первое время они уповали не на отделение американских территорий от метрополии, а на прове­дение политических реформ в самой Испанской Аме­рике, на передачу власти в колониях в руки крупных собственников, что позволило бы наилучшим образом обеспечить их далеко идущие экономические интере­сы. Такие же настроения наблюдались у креольской верхушки Бразилии.

То обстоятельство, что одновременно с недовольст­вом креолов нарастали «мятежные» настроения индей­цев, негров, метисов, еще не служит свидетельством их антиколониальных устремлений. Движение народных масс стало протестом не только и не столько против гнета метрополий, сколько против угнетения со сторо­ны «своих» помещиков, промышленников и торговцев, озабоченных прежде всего собственным экономичес­ким положением. Напомним, что в Иберо-Америке бы­ло несколько категорий населения, страдавшего от произвола «верхов»: свободные крестьяне и ремеслен­ники, в том числе креольского происхождения, индей­цы-общинники, негры-рабы. Захват плантаторами и скотоводами огромных массивов «пустующих» земель, которые они не в состоянии были освоить даже в тече­ние многих десятилетий, лишал средств к существова­нию тысячи ранее осевших на них крестьянских семей, занимавшихся ведением натурального хозяйства или отловом одичавшего скота. Общинные земли индейцев также всеми правдами и неправдами продолжали за­хватываться латифундистами. Реформы второй поло­вины XVIII в. дали больший простор развитию ману­фактурного производства и нанесли удар по цеховой организации, что привело к массовому разорению ре­месленников. Их изделия не выдерживали конкурен­ции не только с иностранными товарами, которых на внутреннем рынке становилось все больше, но и с про­дукцией местных мануфактур.

Восстания негров-рабов не прекращались с момен­та их появления на американской земле, хотя, как по­казали специальные исследования, положение черно­кожих невольников в иберийских владениях было ме­нее тяжелым, чем в колониях Англии, Франции и Гол­ландии. Такая ситуация сложилась именно в силу «де­спотизма», присущего (с точки зрения креольской верхушки) Мадриду и Лиссабону: метрополии счита­ли необходимым регулировать отношения собствен­ности за океаном и в какой-то степени защищали от вопиющего произвола богатых колонистов не только индейцев, но и негров, которые рассматривались план­таторами и прочими рабовладельцами исключительно как собственность. Кроме того, католическая церковь стремилась к распространению среди рабов христиан­ства, и крещеные африканцы попадали под ее опеку. Конечно, вмешательство короны и церкви в дела коло­ниальных предпринимателей могло стать для послед­них еще одним доводом в пользу полного разрыва с метрополиями.

Протест индейцев против действий угнетателей вы­ражался в самых разнообразных формах — от убийства ненавистных асендадо, владельцев предприятий и чи­новников до массовых народных выступлений. Самы­ми знаменитыми из них стали восстания индейцев и метисов под предводительством касика Хосе Габриэ­ля Кондорканки в Перу (1780—83) и «комунерос» в Новой Гранаде (1780-82).

Великий повстанец Кондорканки известен под име­нем Тупак Амару, которое он принял в честь последне­го Верховного Инки, казненного испанцами в 1572 г. Восстание охватило значительную часть перуанской территории. В контролируемых районах восставшие уничтожали все, что, как им казалось, служит источни­ком бед обездоленных «низов». В праведном гневе они разрушали мануфактуры и поместья, церкви и здания провинциальных кабильдо, громили тюрьмы и осво­бождали заключенных, делили имущество бежавших асендадо и владельцев рудников, распределяли между крестьянами земельные угодья и деньги из королев­ской казны, отменяли репарто, принудительные рабо­ты и грабительские налоги. Эти события убедительно свидетельствуют, что протест беднейшего колониаль­ного населения был направлен против угнетения вооб­ще, независимо от того, кто выступал в роли угнетате­ля — местный помещик, горнопромышленник или королевский чиновник. Правда, отечественные исто­рики иногда отмечали, что Тупак Амару стремился привлечь на свою сторону не только «цветное» населе­ние, но н креолов, однако, как выяснилось, они не спе­шили примкнуть к восставшим, за исключением неко­торых сочувствующих индейцам представителей небогатого креольского населения. К середине 1783 г. испанским карательным отрядам удалось подавить эту крестьянскую войну, кстати, не без помощи креолов!

В Новой Гранаде также развернулось мощное народ­ное движение, центром которого стал город Сокорро, где было немало ткацких мастерских и мануфактур. Здесь сформировался многочисленный слой мелких ремесленников, торговцев, мастеровых. Движущей си­лой новогранадского восстания стали городские «ни­зы». Для руководства повстанческими отрядами в Со­корро была создана коммуна, а восставших называли «комунерос». Однако здесь креолы вовремя взяли си­туацию под свой контроль: в состав коммуны вошли представители креольской верхушки, главным обра­зом крупные землевладельцы, и стихийно возникший орган новой власти оказался в их руках. Армия вос­ставших индейцев и метисов двинулась к столице Но­вой Гранады Санта-Фе-де-Богота, но руководство коммуны помешало ей войти в город. Оно поспешило заключить с роялистами «Капитуляции» (мирное со­глашение): креолам открывался доступ к высшим должностям колониального управления, отменялись наиболее обременительные поборы и некоторые коро­левские монополии. «Верхи» вынуждены были вклю­чить в этот документ и требования восставших «ни­зов»: индейским крестьянам возвращались общинные земли и соляные копи. Добившись своих целей и по­обещав удовлетворить чаяния народных масс, креолы распустили армию «комунерос», но часть повстанцев отказалась сложить оружие и продолжила борьбу. По мере их продвижения старые местные органы вла­сти ликвидировались и заменялись коммунами, насе­ление освобождалось от налогов. Слух о скорой отме­не рабства вызвал волнения на плантациях, приисках и в рудниках. Напуганные действиями восставших, колониальные власти и креолы организовали кара­тельные экспедиции, которым к концу 1782 г. удалось разгромить повстанцев.

Как правило, в отечественной науке восстания в Перу и Новой Гранаде рассматривались прежде все­го как антииспанские движения, чуть ли не до основа­ния потрясшие колониальную систему и направлен­ные против владычества метрополии. Так ли это было на самом деле и нет ли здесь попытки выдать желае­мое за действительное? Конечно же, любое мощное народное движение, где бы оно ни развернулось, — это удар по существующим политическим и общест­венным «устоям», а если речь идет о колониях, то и по колониальной системе как таковой. В то же время восстания Тупак Амару и «комунерос» проде­монстрировали, насколько различными оказались устремления креольской верхушки и основной массы населения уже на раннем этапе освободительного движения. Во время восстания в Перу общая, каза­лось бы, цель — освобождение от колониального гне­та — так и не объединила разнородные социальные силы, то есть индейцев и метисов с креолами, и не ус­транила существовавшие между ними противоречия. Между тем, как уже отмечалось, за независимость ин­дейцы боролись всегда, только понимали они ее иначе, чем предприниматели-креолы или крупные собст­венники некреольского происхождения.

Состоятельные колонисты, за редким исключением, хотели добиться полной свободы для себя и при этом со­хранить сложившуюся систему угнетения «цветных» жителей Америки, а народные массы — индейцы, мети­сы, мулаты и негры — стремились вернуть свою землю, освободиться от грабительских налогов, избавиться от принудительного тяжкого труда, нищеты и зависимого положения, то есть требовали социальной справедли­вости или хотя бы сносных условий существования. Должны ли их чаяния осуществиться в рамках колони­альной империи или после обретения независимости — этот вопрос был для них второстепенным, что в полной мере проявилось в ходе революций первой трети XIX в.

Конечно же, нельзя отрицать, что тяжелый налоговый гнет, экономические ограничения, торговые монополии и как следствие — высокие цены на товары, особенно иностранные, составляли часть механизма ограбления колоний метрополиями и задевали интересы всего ко­лониального населения. Но если креольская верхушка страдала от «недостатка капитализма», то есть от от­сутствия свободы предпринимательства и регламента­ции отношений собственности, то положение низов все более ухудшалось вследствие быстрого развития капи­талистических отношений после реформ Карла III и Помбала.

24 Авг 2019 в 23:37
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Название заказа не должно быть пустым
Введите email
Бесплатные доработки
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы
Проверка работы на плагиат
Интересные статьи из справочника
Поможем написать учебную работу
Название заказа не должно быть пустым
Введите email
Доверьте свою работу экспертам
Разместите заказ
Наша система отправит ваш заказ на оценку 84 028 авторам
Первые отклики появятся уже в течение 10 минут
Прямой эфир