Какая главная мысль текста? Одним из первых из состава Золотой Орды в 1438 г. выделилось Казанское ханство. Оно располагалось на Средней Волге и Каме, на тех землях, где в X—XIII вв. существовала Волжская Булгария. Казанское ханство с момента своего появления являлось многонациональным государством. Помимо тюркоязычных народов — татар, башкир, чувашей, в нём проживали и финно-угры — марийцы, удмурты, мордва. Каждый из этих народов занимал в ханстве особое положение. Наиболее сильной власть казанского хана была в удмуртских землях (именно на этих землях находились владения казанской знати). Чувашскими землями от имени хана управляли «сотенные князи». В земли, населённые башкирами, казанский хан направлял своих наместников, следивших главным образом за сбором дани и набором воинов в ханскую армию. Во главе Казанского ханства стоял правитель из династии Чингизидов. Ближайшими советниками хана были военачальники — эмиры. Законосовещательным органом Казанского ханства был диван, в котором заседали ханские советники — Карачи. Все высшие должности в ханстве были наследственными и пожизненными. Для обсуждения наиболее важных государственных вопросов созывался курултай. В него входили представители трёх главных сословий: духовенства, армии и земледельцев. Наиболее высокое положение в Казанском ханстве занимали представители родовой татарской знати и мусульманского духовенства. На благо государства трудились множество чиновников — сборщиков налогов и податей, таможенников, писцов, учётчиков. В Казанском ханстве регулярно проводились переписи населения. Большую роль в государстве играло мусульманское духовенство. Оно имело огромное влияние на принятие ханом того или иного решения. Духовенству принадлежали обширные плодородные земли и большое количество другого имущества. Высшим духовным лицом в ханстве был сеид, считавшийся потомком пророка Мухаммеда, шейхи проповедовали ислам, а муллы совершали богослужения в мечетях. Ядро казанской армии составляло конное войско, в основном вооружённое луками и стрелами. Огнестрельное оружие и артиллерия имелись в небольшом количестве. Пехотных частей тоже было мало. Большинство населения Казанского ханства составляли земледельцы. Они выращивали рожь, ячмень, овёс, полбу (пшеницу). Землю обрабатывали деревянным плугом с металлическим лемехом. В степных районах ханства (особенно на землях башкир) основным занятием населения было скотоводство. Помимо этого, жители Казанского ханства занимались охотой, рыболовством, бортничеством. Большая часть земли в государстве принадлежала служилым людям. За свою службу они получали от хана земельное пожалование — союргалъ, которое первоначально запрещалось продавать и передавать по наследству. Однако со временем союргаль стал передаваться по наследству. В городах Казанского ханства значительную роль в хозяйстве играло ремесло. Особенно ценились изделия из кожи, производством которых славилась Казань. Создавались также изделия из глины, дерева и металла. Мастера ювелирного искусства делали неповторимые украшения из золота и серебра. Казань была одним из важных центров торговли. На её рынках можно было встретить купцов из России, Средней Азии, Персии, с Кавказа. Процветала в столице ханства и торговля людьми. Из Казани в Османскую империю и Среднюю Азию продавали пленников, захваченных во время татарских набегов на русские земли и территории соседних народов. Культура Казанского ханства унаследовала традиции не только Золотой Орды, но и Волжской Булгарин. В Казани было развито строительное дело. Одним из самых известных сооружений города была мечеть Нурали. Развивались мастерство резьбы по камню и ювелирное искусство. Письменность на основе арабской графики была унаследована ещё от волжских булгар. Грамотность среди населения ханства была достаточно высока. Начальное образование получали в мектебе, где учили чтению, письму, грамматике и основам ислама. Следующей ступенью образования были медресе, в которых готовили мусульманское духовенство и учителей. Самым известным в Казани было медресе сеида Кул Шарифа. В ханстве не только была известна восточная поэзия, но и имелись собственные поэты. Одним из наиболее знаменитых среди них был Мухамедьяр, воспевавший в своих поэмах «Дар мужей» и «Свет сердец» идеи доброты, справедливости, любви.
Главная мысль текста - описание Казанского ханства как многонационального государства с особенностями в управлении, образовании, экономике и культуре.