Задание 1. Попробуйте себя в роли историка. Перед вами письменный исторический источник — некоторые из законов Древнехеттского царства, существовавшего в середине 2-го тысячелетия до нашей эры на территории современной Турции. Ваша задача — извлечь из этого источника как можно больше информации о том, как жили люди того времени, чем они занимались, как было устроено их общество и так далее. Напишите все выводы, которые можно сделать о жизни людей в Древнехеттском царстве, основываясь на этом историческом источнике. «§4. Если кто-нибудь ударит раба или рабыню и если жертва умрет, причем у него не было на это умысла, то он должен сам доставить труп; 1 человека он должен дать взамен, и он отвечает своим домом. §71. Если кто-нибудь найдет быка, лошадь или мула, то он должен пригнать его к царским воротам. Если же его он найдет в открытой местности, то старейшины могут его передать нашедшему, и он может его запрячь. Если же хозяин скота его найдет, то он должен вернуть его в целости и сохранности. А если старейшины не передадут ему скота, (а он все равно возьмет его), то он станет вором. §92. Если кто-нибудь украдет 2 улья или 3 улья, то прежде виновного отдавали на съедение пчелам. Теперь же он должен дать 6 сиклей* серебра. Если кто-нибудь украдет улей, в котором не было пчел, то он должен дать 3 сикля серебра. §101. Если кто-нибудь украдет виноградную лозу, или побег винограда, или плодовое дерево, или лук, прежде обычно давали за 1 лозу винограда 1 сикль серебра, за 1 побег винограда 1 сикль серебра, за 1 плодовое дерево — 1 сикль серебра, за 1 связку лука 1 сикль серебра... Прежде так делали. Теперь же, если он — свободный человек, то он должен дать 6 сиклей серебра, а если он — раб, то он должен дать 3 сикля серебра». *Сикль — мера измерения массы драгоценных металлов на Древнем востоке, у разных народов могла составлять примерно от 5 до 15 граммов.
Из этих законов Древнехеттского царства можно сделать следующие выводы о жизни людей того времени:
Общество было организовано на основе строгой иерархии. Рабы и рабыни считались собственностью их хозяев, и за их убийство необходимо было выплатить компенсацию в виде другого человека.
Образ жизни людей был связан с сельским хозяйством, поскольку в законах присутствуют упоминания о скоте, ульях, винограде, плодовых деревьях и луке. Воровство сельскохозяйственных продуктов каралось штрафами, которые были довольно значительными для того времени.
Клановая структура общества была также необходимой составляющей, поскольку украденные предметы могли быть возвращены хозяину только после уплаты штрафа. В случае, если старейшины не передавали украденное имущество, то обвиняемый становился вором.
Система наказаний в царстве была основана на компенсации в виде денежных штрафов, что говорит о том, что денежные отношения и торговля были важной частью жизни древнего общества.
Таким образом, законы Древнехеттского царства предоставляют информацию о жизни людей того времени, их занятиях, общественной организации и системе наказаний.
Из этих законов Древнехеттского царства можно сделать следующие выводы о жизни людей того времени:
Общество было организовано на основе строгой иерархии. Рабы и рабыни считались собственностью их хозяев, и за их убийство необходимо было выплатить компенсацию в виде другого человека.
Образ жизни людей был связан с сельским хозяйством, поскольку в законах присутствуют упоминания о скоте, ульях, винограде, плодовых деревьях и луке. Воровство сельскохозяйственных продуктов каралось штрафами, которые были довольно значительными для того времени.
Клановая структура общества была также необходимой составляющей, поскольку украденные предметы могли быть возвращены хозяину только после уплаты штрафа. В случае, если старейшины не передавали украденное имущество, то обвиняемый становился вором.
Система наказаний в царстве была основана на компенсации в виде денежных штрафов, что говорит о том, что денежные отношения и торговля были важной частью жизни древнего общества.
Таким образом, законы Древнехеттского царства предоставляют информацию о жизни людей того времени, их занятиях, общественной организации и системе наказаний.