Каллиграфия. История К. связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в. ; кисть в дальневосточных странах) , так и со стилистической эволюцией искусства. К. не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика К. тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб лёгкости чтения. В Китае и др. дальневосточных странах К. ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа. Этим вызваны свобода ритма и острая экспрессия кисти во многих образцах К. Китая, Кореи, Японии. Известные мастера кит. К. — Ван Си-чжи (4 в.) , Сюань-цзун (8 в.) , Ми Фэй (11 в.) . В странах, где ислам ограничивал изобразительное творчество, К. стала источником богатейших орнаментально-ритмических композиций, часто сочетающихся с геометрическим или растительным узором, даже с изобразительными элементами. Среди крупнейших каллиграфов — мастера шрифта "насхи" Ибн Мукла (10 в.) , Ибн Бавваб (11 в. ) и Якут Мустасими (13 в. ) в Багдаде, Иран. и средне-азиатские мастера шрифта "насталик" Мир Али Теб-ризи (14 в.) , Султан Али Мешхеди (15 в.) , Мир Али Харави, Шах Махмуд Нишапури, Ахмед аль-Хусейни (16 в.) . В Европе в античную эпоху были созданы классические образцы греческого и латинского письма, чёткого и гармоничного по пропорциям; в средние века К. , очагами которой были монастырские скрипторпи, эволюционировала от классической правильности каролингских образцов к декоративности и излому готического письма. Выдающиеся образцы К. , начиная с "Остромирова евангелия" (переписано в 1057 дьяконом Григорием) , известны на Руси. С 15 в. ведущая роль в европейской К. перешла к гравёрам, а также к переписчикам и художникам — создателям вычурных шрифтовых композиций, ставших предметом роскоши. Книгопечатание резко ограничило области применения К. , а с появлением машинописи она сохранилась в основном как предмет обучения в начальной школе ("чистописание"), а также в ряде областей, где применяются художественные рисованные шрифты (оформление книги, плакат, промышленная графика и т. д.) .
Каллиграфия. История К. связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в. ; кисть в дальневосточных странах) , так и со стилистической эволюцией искусства. К. не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика К. тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб лёгкости чтения. В Китае и др. дальневосточных странах К. ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа. Этим вызваны свобода ритма и острая экспрессия кисти во многих образцах К. Китая, Кореи, Японии. Известные мастера кит. К. — Ван Си-чжи (4 в.) , Сюань-цзун (8 в.) , Ми Фэй (11 в.) . В странах, где ислам ограничивал изобразительное творчество, К. стала источником богатейших орнаментально-ритмических композиций, часто сочетающихся с геометрическим или растительным узором, даже с изобразительными элементами. Среди крупнейших каллиграфов — мастера шрифта "насхи" Ибн Мукла (10 в.) , Ибн Бавваб (11 в. ) и Якут Мустасими (13 в. ) в Багдаде, Иран. и средне-азиатские мастера шрифта "насталик" Мир Али Теб-ризи (14 в.) , Султан Али Мешхеди (15 в.) , Мир Али Харави, Шах Махмуд Нишапури, Ахмед аль-Хусейни (16 в.) . В Европе в античную эпоху были созданы классические образцы греческого и латинского письма, чёткого и гармоничного по пропорциям; в средние века К. , очагами которой были монастырские скрипторпи, эволюционировала от классической правильности каролингских образцов к декоративности и излому готического письма. Выдающиеся образцы К. , начиная с "Остромирова евангелия" (переписано в 1057 дьяконом Григорием) , известны на Руси. С 15 в. ведущая роль в европейской К. перешла к гравёрам, а также к переписчикам и художникам — создателям вычурных шрифтовых композиций, ставших предметом роскоши. Книгопечатание резко ограничило области применения К. , а с появлением машинописи она сохранилась в основном как предмет обучения в начальной школе ("чистописание"), а также в ряде областей, где применяются художественные рисованные шрифты (оформление книги, плакат, промышленная графика и т. д.) .