Найдите в представленных фрагментах НПР и НАП, определите их границы и укажите признаки распознавания этих форматов речи в речевой партии основного субъекта речи (нарратора).
3) После выполненного анализа всех фрагментов перечислите все найденные вами признаки НПР и НАП.
Фрагменты художественных текстов для анализа:
1) Но почему-то теперь, когда до свадьбы осталось не больше месяца, она стала испытывать страх, беспокойство, как будто ожидало её что-то неопределённое, тяжёлое. Тик-ток, тик-ток… лениво стучал сторож. Тик-ток…В большое старое окно виден сад, дальние кусты густо цветущей сирени, сонной и вялой от холода; и туман, белый, густой, тихо подплывает к сирени, хочет закрыть её. На дальних деревьях кричат сонные грачи. Боже мой, отчего мне так тяжело! Быть может, то же самое испытывает перед свадьбой каждая невеста. Кто знает! Или тут влияние Саши? Но ведь Саша уже
несколько лет подряд говорит всё одно и то же, как по-писанному, и когда говорит, то кажется наивным и странным. Но отчего же всё-таки Саша не выходит из головы? отчего? (А. П. Чехов, Невеста);
2) Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберёшь, где она начинается и где кончается… (А. П. Чехов, Степь);
3) Женщина, увидев незнакомого, рассеянно остановилась перед ним, на мгновение очнувшись и как бы соображая: зачем это он вошёл? Но, верно, ей тотчас же представилось, что он идёт в другие комнаты, так как ихняя была проходная. (Ф. М. Достоевский, Преступление и наказание);
4) Беликов нервно засуетился и стал одеваться быстро, с выражением ужаса на лице. Ведь это первый раз в жизни он слышит такие грубости. (А. П. Чехов, Человек в футляре);
5) Макару это не очень понравилось. Конечно, это хорошо в том случае, когда нечего есть, но тогда уже надо бы лежать так, как он лежал тотчас после своей смерти. А идти, да ещё идти далеко, и не есть ничего, это казалось ему ни с чем не сообразным. Он опять заворчал. (В. Г. Короленко, Сон Макара);
6) Он не знал за собой никакой вины и мог поручиться, что и в будущем никогда не убьёт, не подожжёт и не украдёт; но разве трудно совершить преступление нечаянно, невольно, и разве не возможна клевета, судебная ошибка? Ведь недаром же вековой народный опыт учит от сумы да тюрьмы не зарекаться. А судебная ошибка при теперешнем судопроизводстве очень возможна, и ничего в ней нет мудрёного. (А. П. Чехов, Палата №6);
7) Поэт не глядел уже по сторонам, а, уставившись в грязный трясущийся пол, стал что-то бормотать, ныть, глодая самого себя. Да, стихи... Ему - тридцать два года! В самом деле, что же дальше? - И дальше он будет сочинять по нескольку стихотворений в год. —До старости? — Да. до старости. — Что же принесут ему эти стихотворения? Славу? (М. Булгаков, Мастер и Маргарита);
8) Савелий все не звонил, и тоска от неприкаянного вечера, от всей этой нескладности последних дней становилась почти невыносимой... Уйти, сбежать? Некуда.., Надраться? Тоже не с кем. Савелия нет, а больше в таком состоянии видеть никого не хотелось: сиди вымучивай там что-то из себя, улыбайся, а на душе кошки скребут Есть еще, конечно, лекарство, да где кого сейчас найдешь? Оторвался он от здешней жизни, все мелкие связи оборваны за ненадобностью... (Н. Шмелев, Визит);
9) Помедлив, он [Самойлов] повернул к церкви: сколько уж было хожено этим путем, и не по сегодняшнему настроению его менять. Вот она, белокаменная... Она... Ах, как оке все-таки умно, с душой, с умением отступить от всего мелочного, от всякой корысти и злобы дня строили наши прадеды... После них хоть это-то останется, а после нас — что?.. Стоит себе эдакая красавица смирно на пригорке, под теплым неярким солнцем, легкая, светлая, приметная отовсюду, белеет своими стенами, блестит остатками позолоты на трех своих куполах, тянет ввысь свою ажурную колоколенку. Что в
ени весь этот вечер? — живет сама собою, не видит их, людей; живет во имя себя... (И. Гончаров, Обыкновенная история)
НПР: "сонные и вялой от холода", "несколько лет подряд говорит всё одно и то же", "нервно засуетился и стал одеваться быстро", "опять заворчал", "может поручиться", "что и в будущем никогда не убьёт, не подожжёт и не украдёт", "стал что-то бормотать, ныть", "вымучивайся", "со всего себя, улыбайся", "помедлив", "как она умно, с душой, с умением отступить", "живет во имя себя"
Признаки НПР: образные описания, внутренние размышления, описание действий и эмоционального состояния персонажей, использование диалогов и монологов передачи мыслей персонажей.
НАП: "в большое старое окно виден сад", "на дальних деревьях кричат сонные грачи", "на дальних деревьях кричат сонные грачи", "в самом деле, что же дальше?"
Признаки НАП: описания окружающей обстановки, природы, детальное описание внешних характеристик, использование диалогов для передачи информации или общения персонажей.
ени весь этот вечер? — живет сама собою, не видит их, людей; живет во имя себя... (И. Гончаров, Обыкновенная история)
НПР: "сонные и вялой от холода", "несколько лет подряд говорит всё одно и то же", "нервно засуетился и стал одеваться быстро", "опять заворчал", "может поручиться", "что и в будущем никогда не убьёт, не подожжёт и не украдёт", "стал что-то бормотать, ныть", "вымучивайся", "со всего себя, улыбайся", "помедлив", "как она умно, с душой, с умением отступить", "живет во имя себя"
Признаки НПР: образные описания, внутренние размышления, описание действий и эмоционального состояния персонажей, использование диалогов и монологов передачи мыслей персонажей.
НАП: "в большое старое окно виден сад", "на дальних деревьях кричат сонные грачи", "на дальних деревьях кричат сонные грачи", "в самом деле, что же дальше?"
Признаки НАП: описания окружающей обстановки, природы, детальное описание внешних характеристик, использование диалогов для передачи информации или общения персонажей.