Исторический контекст - период после наполеоновских войн и поражения восстания декабристов, время правления Николая I, характеризуется подавлением общественных движений, наступлением на элиту общества (дворянство), как потенциальную "фронду", таким образом, культура романтизма, близкая к своему кризису становится, своего рода, протестом против консервативной внутренней политики (революционный романтизм), или возможностью отдалиться от неприглядной реальности (пассивный романтизм, эскепизм). К середине 1830 гг. кризис романтической культуры под влиянием культуры других стран и в силу исторических событий, ведущих к смене культурной парадигмы (развитие естественных и технических наук, революции в европейских странах, растущее недовольство в обществе за счет нерешенных социальных проблем), разрешается переходом от романтического творческого метода к реалистическому (примеры: "С тоской гляжу на наше поколенье...", "Герой нашего времени", также к концу жизни в творчестве Лермонтова проявляются тенденции к поиску других средств художественной изобразительности, кроме реалистических и романтических (повесть "Штосс").
Исторический контекст - период после наполеоновских войн и поражения восстания декабристов, время правления Николая I, характеризуется подавлением общественных движений, наступлением на элиту общества (дворянство), как потенциальную "фронду", таким образом, культура романтизма, близкая к своему кризису становится, своего рода, протестом против консервативной внутренней политики (революционный романтизм), или возможностью отдалиться от неприглядной реальности (пассивный романтизм, эскепизм). К середине 1830 гг. кризис романтической культуры под влиянием культуры других стран и в силу исторических событий, ведущих к смене культурной парадигмы (развитие естественных и технических наук, революции в европейских странах, растущее недовольство в обществе за счет нерешенных социальных проблем), разрешается переходом от романтического творческого метода к реалистическому (примеры: "С тоской гляжу на наше поколенье...", "Герой нашего времени", также к концу жизни в творчестве Лермонтова проявляются тенденции к поиску других средств художественной изобразительности, кроме реалистических и романтических (повесть "Штосс").