В комедии Александра Грибоедова "Горе от ума" второе действие включает множество конфликтов и споров между героями, особенно между Чацким и Фамусовым. Рассмотрим основные спорные вопросы и взгляды этих персонажей в явлениях 2, 3 и 5.
Явление 2
Спорный вопрос: Взаимоотношения с обществом и приверженность устаревшим традициям.
Взгляды Фамусова: Фамусов представляет старшее поколение, для которого важны общественные нормы и традиции. Он считает, что молодёжь должна следовать установленным правилам. Фамусов говорит:
"Ведь у нас в России благородное происхождение... в нем все – и чины, и звания!"
Взгляды Чацкого: Чацкий, напротив, выступает за обновление и свободу мысли. Он критикует аристократию и их приверженность к устаревшим привычкам:
"Я не люблю, когда ложь мигает в мире."
Явление 3
Спорный вопрос: Ценности образования и общественного прогресса.
Взгляды Фамусова: Фамусов упрекает Чацкого за его знания и идеалы, полагая, что важно держаться привычных основ. Он говорит о значении внешних условностей:
"Кто не знать, тот не жить."
Взгляды Чацкого: Чацкий отстаивает идею о важности образования и духовного развития. Он считает, что знания и умственное развитие необходимы для прогресса:
"И умные, и добрые к этому призваны."
Явление 5
Спорный вопрос: Патриотизм и гордость за родину.
Взгляды Фамусова: Фамусов выражает традиционное представление о патриотизме, подчеркивая важность служения и лояльности к России, однако испытывает страх перед переменами:
"Мы, господа, здесь для детей, а не для себя."
Взгляды Чацкого: Чацкий же понимает патриотизм как действительное желание улучшить свою страну, он критикует лицемерие и пассивность общества:
"Куда ни глянь, везде направо! Мнящий – никто немножко…"
Таким образом, в диалогах между Чацким и Фамусовым видны фундаментальные разногласия между двумя мировоззрениями — консервативным и прогрессивным. Эти споры отражают более широкие социальные и культурные столкновения своего времени.
В комедии Александра Грибоедова "Горе от ума" второе действие включает множество конфликтов и споров между героями, особенно между Чацким и Фамусовым. Рассмотрим основные спорные вопросы и взгляды этих персонажей в явлениях 2, 3 и 5.
Явление 2Спорный вопрос: Взаимоотношения с обществом и приверженность устаревшим традициям.
Взгляды Фамусова: Фамусов представляет старшее поколение, для которого важны общественные нормы и традиции. Он считает, что молодёжь должна следовать установленным правилам. Фамусов говорит:
"Ведь у нас в России благородное происхождение... в нем все – и чины, и звания!"
Взгляды Чацкого: Чацкий, напротив, выступает за обновление и свободу мысли. Он критикует аристократию и их приверженность к устаревшим привычкам:
"Я не люблю, когда ложь мигает в мире."
Явление 3Спорный вопрос: Ценности образования и общественного прогресса.
Взгляды Фамусова: Фамусов упрекает Чацкого за его знания и идеалы, полагая, что важно держаться привычных основ. Он говорит о значении внешних условностей:
"Кто не знать, тот не жить."
Взгляды Чацкого: Чацкий отстаивает идею о важности образования и духовного развития. Он считает, что знания и умственное развитие необходимы для прогресса:
"И умные, и добрые к этому призваны."
Явление 5Спорный вопрос: Патриотизм и гордость за родину.
Взгляды Фамусова: Фамусов выражает традиционное представление о патриотизме, подчеркивая важность служения и лояльности к России, однако испытывает страх перед переменами:
"Мы, господа, здесь для детей, а не для себя."
Взгляды Чацкого: Чацкий же понимает патриотизм как действительное желание улучшить свою страну, он критикует лицемерие и пассивность общества:
"Куда ни глянь, везде направо! Мнящий – никто немножко…"
Таким образом, в диалогах между Чацким и Фамусовым видны фундаментальные разногласия между двумя мировоззрениями — консервативным и прогрессивным. Эти споры отражают более широкие социальные и культурные столкновения своего времени.