1946 г. принес долгожданные перемены в судьбу автора: он возвращается из Казахстана в столицу. Анализируемый текст — первый из тех, что появились после долгого перерыва. Символичное название произведения передает стремление лирического «я» избавиться от тоскливого «мрака души» и выйти навстречу ослепительному многоголосому миру, поражающему разнообразием «земных предметов».
Звуком, побуждающим субъекта речи к действию, становится петушиная песня. Герой намерен отправиться в лес, и свое желание он подкрепляет энергичным призывом. Что может увидеть тот, кто посвятил ранний час прогулке? Описанию деталей пейзажа предшествует туманная метафора, обещающая внимательному путнику увидеть в траве или на тропинках «гору серебра». Образность природной зарисовки основана на оригинальной военной семантике. Поэт изображает батальоны черных деревьев, на которых сидят птицы в шлемах. Лесные войска детализированы: ели сравниваются с пиками, а клены — с выстрелами. Корни и ветви деревьев уподобляются деталям и механизмам, применяемым в строительстве или машиностроении.
Иносказательные конструкции, базирующиеся на военно-технологической тематике, лишены коннотаций враждебности и не противопоставляют бесчувственные механические устройства ранимой человеческой душе.
По принципам, с помощью которых организовано изображение деревьев, построена и структура образа птиц. Поведение дятлов, добывающих насекомых из-под коры, напоминает лирическому герою ремесло плотника, быстро и ловко орудующего топором. Цель напряженной работы обозначена витиеватым иносказанием: птицы стремятся извлечь музыку из «книги дубрав». В этом фрагменте возникает еще один важный мотив: объекты лесного мира отождествляются с итогами литературного труда — книгой, поэмой.
Результатом птичьих забот становится непостоянный гулкий стук, который открывает эпизод, выделенный строфически. Колебания паутины и листвы, звука и воздуха — изменчивость рассветного часа выражается энергичной короткой строкой.
Закономерным завершением радостной картины пробуждения выступает образ играющей девочки, устремляющей безбоязненный смеющийся взгляд прямо в небо.
Автор замыкает композицию текста при помощи рефрена, подтверждающего решимость лирического героя. В концовке значение загадочной метафоры приобретает более четкие границы: ранняя прогулка сулит вдохновляющие открытия и прилив творческих сил.
Утро» Николай Заболоцкий
Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.
Там черных деревьев стоят батальоны,
Там елки как пики, как выстрелы — клены,
Их корни как шкворни, сучки как стропила,
Их ветры ласкают, им светят светила.
Там дятлы, качаясь на дубе сыром,
С утра вырубают своим топором
Угрюмые ноты из книги дубрав,
Короткие головы в плечи вобрав.
Рожденный пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий
На нитке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист.
И птицы, одетые в светлые шлемы,
Сидят на воротах забытой поэмы,
И девочка в речке играет нагая
И смотрит на небо, смеясь и мигая.
Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.
1946 г. принес долгожданные перемены в судьбу автора: он возвращается из Казахстана в столицу. Анализируемый текст — первый из тех, что появились после долгого перерыва. Символичное название произведения передает стремление лирического «я» избавиться от тоскливого «мрака души» и выйти навстречу ослепительному многоголосому миру, поражающему разнообразием «земных предметов».
Звуком, побуждающим субъекта речи к действию, становится петушиная песня. Герой намерен отправиться в лес, и свое желание он подкрепляет энергичным призывом. Что может увидеть тот, кто посвятил ранний час прогулке? Описанию деталей пейзажа предшествует туманная метафора, обещающая внимательному путнику увидеть в траве или на тропинках «гору серебра». Образность природной зарисовки основана на оригинальной военной семантике. Поэт изображает батальоны черных деревьев, на которых сидят птицы в шлемах. Лесные войска детализированы: ели сравниваются с пиками, а клены — с выстрелами. Корни и ветви деревьев уподобляются деталям и механизмам, применяемым в строительстве или машиностроении.
Иносказательные конструкции, базирующиеся на военно-технологической тематике, лишены коннотаций враждебности и не противопоставляют бесчувственные механические устройства ранимой человеческой душе.
По принципам, с помощью которых организовано изображение деревьев, построена и структура образа птиц. Поведение дятлов, добывающих насекомых из-под коры, напоминает лирическому герою ремесло плотника, быстро и ловко орудующего топором. Цель напряженной работы обозначена витиеватым иносказанием: птицы стремятся извлечь музыку из «книги дубрав». В этом фрагменте возникает еще один важный мотив: объекты лесного мира отождествляются с итогами литературного труда — книгой, поэмой.
Результатом птичьих забот становится непостоянный гулкий стук, который открывает эпизод, выделенный строфически. Колебания паутины и листвы, звука и воздуха — изменчивость рассветного часа выражается энергичной короткой строкой.
Закономерным завершением радостной картины пробуждения выступает образ играющей девочки, устремляющей безбоязненный смеющийся взгляд прямо в небо.
Автор замыкает композицию текста при помощи рефрена, подтверждающего решимость лирического героя. В концовке значение загадочной метафоры приобретает более четкие границы: ранняя прогулка сулит вдохновляющие открытия и прилив творческих сил.