Анализ стихотворения Г. Державина "Атаману и войску донскому" Какой размер стиха и жанр произведения? ВОТ ОТРЫВОК Платов! Европе уж известно, Что сил Донских ты страшный вождь. Врасплох, как бы колдун, всеместно Падешь, как снег ты с туч иль дождь. По черных воронов полету, По дыму, гулу, мхам, звездам, По рыску волчью видя мету, Подходишь к вражьим вдруг носам; И, зря на туск, на блеск червонца, [2] По солнцу иль противу солнца Свой учреждаешь ертаул И тайный ставишь караул. В траве идешь — с травою равен; В лесу — и равен лес с главой; На конь вскокнешь — конь тих, не нравен, Но вихрем мчится под тобой. — По камню ль черну змеем черным Ползешь ты в ночь — и следу нет. — По влаге ль белой гусем белым Плывешь ты в день — лишь струйка след. — Орлом ли в мгле паришь сгущенной, Стрелу сечешь ей вслед пущенной И, брося петли округ шей, Фазанов удишь, как ершей. [3] Разил ты Льва, Луне гнул роги, Ходил противу Солнца в бой; [4] Медведей, тигров средь берлоги Могучей задушал рукой: Почто ж вепря щетиночерна, [5] Залегшего в лесах средь блат, С клыков которого кровь, пена Течет — зловоние и яд, — От рыла взрыты вкруг могилы, От взоров пламенны светилы Край заревом покрыли весь, — Арканом не схватил поднесь? Что ж стал? Борза ль коня не стало? Возьми ковер свой самолет. Ружейного ль снаряду мало? 40 Махни ширинкой, лес падет. Запаса ли не видишь хлебна? Гложи железны просфиры. Жупан ли, епанча ль потребна? Сам невидимкой всё бери. Сапог нет? Ступни самоходны Надень, перчатки самородны И дуй на огнь, на мраз, на глад: Российской силе нет преград. Бывало, ведь и в прежни годы Взлетала саранча на Русь, Многообразные уроды Грозили ей налогом уз. Был грех, от свар своих кряхтели, Теряли янством и главы; [6] Но лишь на Бога мы воззрели, От сна вспрянули, будто львы. Был враг чипчак, — и где чипчаки? [7] Был недруг лях, — и где те ляхи? Был сей, был тот, — их нет; а Русь? Всяк знай, мотай себе на ус. Да как же это так случалось? Заботились, как днесь, цари; Премудро всё распоряжалось, Водили рать богатыри: При Святославиче Добрыня [8] Убил дракона [9] в облаках; Чернец Донского — исполина Татарского поверг во прах. [10] Крушили зубы [12] в дни Петровы; Побед Екатерины лавр: Чесма, Кагул, Крым, Рымник, Тавр. [13] Неужто Альпы в мире шашка? Там молньи Павла видел галл; 75 На кляче белая рубашка Не раз его в усы щелкал; [14] Или теперь у Александра При войске нету молодца? С крестом на адска Саламандра [15] Ужель не сыщется бойца? Внемли же моему ты гласу: Усердно помоляся Спасу, В четыре стороны поклон, И из ножен булат ты вон! И с свистом звонким, молодецким Разбойника сбрось Соловья С дубов копьем вновь мурзавецким, И будь у нас второй Илья; И, заперши в железной клетке, Как желтоглазого сыча, Уранга, сфинкса на веревке [16] Примчи, за плечьми второча. Иль двадцать молодцов отборных, Лицом, летами, ростом сходных, Пошли ты за себя за злым, — Двадцатый хоть: приедет с ним.
Размер стиха – четырехстопный ямб. Жанр произведения – лирика, ода, посвященная атаману и войску донскому.
В стихотворении автор описывает могущество и силу атамана и войска донского, подчеркивает его браваду и храбрость в сражениях с врагами. Державин использует эпитеты и метафоры, чтобы создать образ сильного и неукротимого воина, способного побеждать в любой ситуации.
Тема патриотизма и защиты Родины прослеживается на протяжении всего стихотворения, где автор призывает к единству и солидарности в борьбе против врагов. Использование богатого языка и мощных образов делает это произведение ярким и запоминающимся.
Размер стиха – четырехстопный ямб. Жанр произведения – лирика, ода, посвященная атаману и войску донскому.
В стихотворении автор описывает могущество и силу атамана и войска донского, подчеркивает его браваду и храбрость в сражениях с врагами. Державин использует эпитеты и метафоры, чтобы создать образ сильного и неукротимого воина, способного побеждать в любой ситуации.
Тема патриотизма и защиты Родины прослеживается на протяжении всего стихотворения, где автор призывает к единству и солидарности в борьбе против врагов. Использование богатого языка и мощных образов делает это произведение ярким и запоминающимся.