Нужно ли отделять запятой деепричастный оборот? Управлять умным холодильником пользователь может(,) даже не находясь дома. Нужна ли запятая? Мне кажется, что нет, потому что деепричастный оборот тесно связан со сказуемым (без "не находясь дома" предложение теряет смысл). Но что-то закралось сомнение. Понятно, что предложение вообще не очень удачно построено, но интересует именно запятая.
Управлять умным холодИльником // пользователь может даже не находясь дОма. Запятая не ставится, тесная связь действительно имеет место. Дело в том, что оборот употреблен в качестве необособленного обстоятельства, в значении наречия (не находясь дома – вне дома). Паузы нет, так как ударение падает только на оборот, но не падает на сказуемое (так интонационно выражается тесная связь оборота и сказумого).
Однако предложение можно перестроить: Пользователь может управлять умным холодИльником, даже не находясь дОма. При изменении структуры меняется расстановка ударений, теперь мы можем сделать паузу и обозначить ее запятой. Наличие усилительной частицы ДАЖЕ не влияет на решение.
Сравнить (текстовые примеры с запятой и паузой): Они так доходчиво доносят свой предмет, что ученики всё усваивают, даже не пользуясь учебниками. Клянусь Богом, Люк может испортить всЁ, даже не находясь при этом рядом.
Сложность с пониманием темы связана с тем, что в правилах Розенталя она изложена недостаточно ясно (там говорится о возможности постановки запятой при отсутствии паузы), но практика письма не подтверждает это.
Управлять умным холодИльником // пользователь может даже не находясь дОма. Запятая не ставится, тесная связь действительно имеет место. Дело в том, что оборот употреблен в качестве необособленного обстоятельства, в значении наречия (не находясь дома – вне дома). Паузы нет, так как ударение падает только на оборот, но не падает на сказуемое (так интонационно выражается тесная связь оборота и сказумого).
Однако предложение можно перестроить: Пользователь может управлять умным холодИльником, даже не находясь дОма. При изменении структуры меняется расстановка ударений, теперь мы можем сделать паузу и обозначить ее запятой. Наличие усилительной частицы ДАЖЕ не влияет на решение.
Сравнить (текстовые примеры с запятой и паузой): Они так доходчиво доносят свой предмет, что ученики всё усваивают, даже не пользуясь учебниками. Клянусь Богом, Люк может испортить всЁ, даже не находясь при этом рядом.
Сложность с пониманием темы связана с тем, что в правилах Розенталя она изложена недостаточно ясно (там говорится о возможности постановки запятой при отсутствии паузы), но практика письма не подтверждает это.