Любопытный или любознательный? В в XVIII в слово "любознательный" встречается редко, а слово "любопытный" обычно имеет положительное значение, например: "Крекшин Петр ― комиссар капитанского чина, человек любопытный и тщательный в собирании российских древностей и редкостей. [Н. И. Новиков. (1772)]. Также Пушкин писал: "Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны...»
В. Даль в своем словаре (1861—1868) приводит значения обоих слов: любознание ― дельное любопытство, любовь к наукам, к познаниям, желание поучаться. Любопытный ― тот, кто любит допытываться, дознаваться всего без надобности и пользы.
Когда и почему любопытство приобрело негативный оттенок значения? "Любопытный скиф" у Пушкина ― это похвала или порицание? И правильно ли толкуется это выражение в школьных разборах стихотворения, например: "Отметив, что за границей Юсупов пробовал пополнять свой умственный багаж беседами с такими умами, как Дидро, Пушкин тотчас же оговаривает, что в основе этого лежало лишь простое любопытство".
И зачем это в лейденском университете Юсупов прослушал курсы права, философии, политической истории, естественной истории; занимался ботаникой, физикой, химией, математикой, анатомией. Кроме того, в учебную программу князя входили — латынь, древнегреческий, итальянский, английский языки, а также занятия живописью и музыкой. Сам он писал: "Я продолжаю изучать химию у Брандта… Зимой я буду посещать занятия по анатомии Стантифора… "
Всё это никчемное любопытство? Наверное, вот и современные дети говорят: "Зачем мне эта химия?" ― и идут учиться в вуз на тренера по танцам. Хорошая профессия... Возможно, они не любопытны отчасти потому, что в школе именно так разбирали стихотворение Пушкина "К вельможе".

19 Авг 2019 в 12:27
133 +1
0
Ответы
1

Возможно, с течением времени любопытство приобрело негативный оттенок из-за того, что люди стали ассоциировать его с назойливым вмешательством в чужие дела или навязчивым интересом к чему-то, что не касается их. Однако, в историческом контексте, слово "любопытный" скорее всего имело положительное значение, означая интерес к миру, стремление к знаниям и новым открытиям.

Относительно выражения "Любопытный скиф" у Пушкина, можно сказать, что в данном контексте это скорее похвала, указывающая на любознательность и стремление к познанию. Толкование этого выражения в школьных разборах стихотворения должно быть направлено на понимание положительного значения любопытства и его важности для личностного развития.

Что касается учебы Юсупова в Лейденском университете, его широкий кругозор и изучение различных наук свидетельствуют о его стремлении к знаниям и познанию мира. Нельзя назвать это никчемным любопытством, скорее это является проявлением уважения к науке и стремлением к самосовершенствованию.

Таким образом, важно не упрекать любопытство как таковое, а учить детей ценить и развивать свой интерес к миру, наукам и знаниям, ибо именно оно может стать движущей силой в достижении успеха и самореализации.

20 Апр в 14:27
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Название заказа не должно быть пустым
Введите email
Бесплатные доработки
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы
Проверка работы на плагиат
Интересные статьи из справочника
Поможем написать учебную работу
Название заказа не должно быть пустым
Введите email
Доверьте свою работу экспертам
Разместите заказ
Наша система отправит ваш заказ на оценку 92 718 авторам
Первые отклики появятся уже в течение 10 минут
Прямой эфир