По руссскому Глухариная песня 1)В весеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж и пахуч, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. 2)Впечатления, связанные с весенней охотой на глухарей, неизгладимы в моей памяти. 3)Ещё совсем не рассвело, и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина, в которой ясно слышится каждый шорох и шёпот. 4)Хрустнет под ногой ветка, треснет ледяная корка, затянувшая неглубокое, но широкое болотце, и снова тишь. 5)Когда идёшь по лесу, то время от времени останавливаешься и прислушиваешься. 6)Хочется в срок добраться до места тока, когда глухарь ещё не начинал своей песни. 7)Внимательно слушаешь, и вдруг неожиданно раздается в воздухе резкий, отрывистый крик. 8)Вскоре ему отвечает другой − и на болоте начинается звонкая перекличка. 9)Напряжённо всматриваешься в лесную мглу, поминутно поглядывая на стрелки часов. 10)На востоке, в глубине леса, между верхушками деревьев, брезжит почти незаметный свет, и ночная тьма начинает понемногу рассеиваться. 11)Но вот уже в дали лесной слышатся неуловимые для неопытного охотника звуки глухариной песни. 12)Характерное щёлканье, щебетание слышится из отдалённой чащобы и наполняет предрассветную лесную тишину, переливаясь в воздухе таинственными и волнующими звуками. 13)Стоит только глухарю замолчать, как замираешь на месте и стоишь неподвижно. 14)В алом свете зари глухарь кажется массивной точёной фигурой из чёрного дерева. 15)Лишь чуть заметное движение этой фигуры свидетельствует о том, что это не мёртвый предмет. (По В. Астафьеву.) Задания I вариант В1. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер. В2. Среди предложений найдите сложносочиненное с уточняющим обстоятельством. Укажите его номер. В3. Среди предложений 7-15 найдите простое определенно-личное. Укажите его номер. В4. Из предложения 4 выпишите существительное 3-го склонения. В5. Среди предложений 1-3 найдите сложное с бессоюзной связью. Укажите его номер. В6. Из предложения 8 выпишите наречие. В7. Из предложения 12 выпишите слово, имеющее две приставки. В8. Укажите способ образования слова напряженно (предложение 9). В9. Из предложений 13-15 выпишите отглагольное прилагательное. II вариант В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту. В2. Среди предложений найдите простое с обособленным определением. Укажите его номер. В3. Среди предложений 5-8 найдите сложное с безличной частью. Укажите его номер. В4. Из предложения 11 выпишите существительное 3-го склонения. В5. Среди предложений 1-4 найдите предложение с сочинительной и подчинительной связью. Укажите его номер. В6. Из предложения 15 выпишите наречие. В7. Из предложения 2 выпишите слово, имеющее две приставки. В8. Укажите способ образования слова понемногу (предложение 10). В9. Из предложений 1-5 выпишите краткие прилагательные.
I вариант:
В1. Основная мысль текста отражена в предложении 2: "Впечатления, связанные с весенней охотой на глухарей, неизгладимы в моей памяти."
В2. Сложносочиненное с уточняющим обстоятельством - предложение 6: "Хочется в срок добраться до места тока, когда глухарь ещё не начинал своей песни."
В3. Простое определенно-личное предложение - предложение 7: "Внимательно слушаешь, и вдруг неожиданно раздается в воздухе резкий, отрывистый крик."
В4. Из предложения 4: "болотце".
В5. Сложное с бессоюзной связью - предложение 1: "В весеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж и пахуч."
В6. Из предложения 8: "звонкая".
В7. Из предложения 12: "предрассветную".
В8. Способ образования слова "напряженно" - добавление суффикса -о к основе прилагательного "напряженный".
В9. Отглагольное прилагательное из предложений 13-15: "неподвижно".
II вариант:
В1. Заголовки к тексту: "Магия весенней охоты на глухарей" и "Песня глухарей в предрассветное время".
В2. Простое с обособленным определением - предложение 14: "Глухарь кажется массивной точёной фигурой из чёрного дерева."
В3. Сложное с безличной частью - предложение 8: "Вскоре ему отвечает другой − и на болоте начинается звонкая перекличка."
В4. Из предложения 11: "звуки".
В5. Предложение с сочинительной и подчинительной связью - предложение 1: "В весеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж и пахуч."
В6. Из предложения 15: "только".
В7. Из предложения 2: "весенней".
В8. Способ образования слова "понемногу" - производный способ с добавлением приставки по- и суффикса -у к прилагательному "немногой".
В9. Краткие прилагательные из предложений 1-5: "свеж", "прел", "оттаявшей".