Якша или яккха на языке пали — в индуизме, буддизме и джайнизме — одна из разновидностей природных духов, ассоциируемых с деревьями и выступающих хранителями природных сокровищ[1]. Женская форма — якши или якшини. С одной стороны, якша может быть совершенно безобидным существом, ассоциируемым с лесами и горами, а с другой — подобным ракшасы монстром-людоедом, злым духом или демоном, поедающим путников в лесной глухомани.
Якша выступает рассказчиком в поэме Калидасы «Мегхадута», где он представлен как романтический персонаж, страдающий от разлуки со своей возлюбленной. На контрасте с этим выступает якша в дидактическом индуистском трактате «Якшапрашна» («Вопросы Якши»). Здесь якша представлен опасным людоедом, духом вод, угрожающим жизни героя Юдхиштхиры.
В индийском искусстве якши изображаются либо как грозные воины, либо как толстые гномы. Якши-женщины, называемые якшини, изображаются как красивые, улыбающиеся, круглолицые девушки с большой грудью и бёдрами. В южноиндийском штате Керала якшини изображаются как чародейки-вампиры.
якша , или яккха на языке пали — в индуизме, буддизме и джайнизме — одна из разновидностей природных духов, ассоциируемых с деревьями и выступающих хранителями природных сокровищ. Женская форма — якши или якшини. С одной стороны, якша может быть совершенно безобидным существом, ассоциируемым с лесами и горами, а с другой — подобным ракшасе монстром-людоедом, злым духом или демоном, поедающим путников в лесной глухомани.
Якша выступает рассказчиком в поэме Калидасы «Мегхадута», где он представлен как романтический персонаж, страдающий от разлуки со своей возлюбленной. На контрасте с этим выступает якша в дидактическом индуистском трактате «Якшапрашна» («Вопросы Якши»). Здесь якша представлен опасным людоедом, духом вод, угрожающим жизни героя Юдхиштхиры.
В индийском искусстве якши изображаются либо как грозные воины, либо как толстые гномы. Якши-женщины, называемые якшини, изображаются как красивые, улыбающиеся, круглолицые девушки с большой грудью и бёдрами. В южноиндийском штате Керала якшини изображаются как чародейки-вампиры.
Якша (Sanskrit यक्ष, yakṣa , yakkha in Pāli ) - имя широкого класса духов природы, которые являются охранителями природных сокровищ, спрятанных в земле и корнях деревьев. Они появляются в мифологии Буддизма, Индуизма и Джайнизма. Женская форма - якши или якшини. (pāli: yakkhī or yakkhinī).
Якша может быть безобидным существом, духом, живущим в лесах и горах, но также в индийском фольклоре якшами являются духи-людоеды, демоны, которые обитают в заброшенных пустынных местах, подстерегают и пожирают путешественников, подобно ракшасам.
Например, в поэме Калидаса «Мегхадута» якша – романтическая фигура, тоскующий по любви своей возлюбленной. А в поучительном индуистком трактате «Вопросы Якшы» опасный каннибалл Якша, дух-охранитель озера покушается на жизнь эпического героя.
Возможно, первоначально якши были божествами (духами)-охранителями лесов и деревень и позже стали упоминаться как охранители земли и богатств, запрятанных под землёй.
В соответствии с древнеиндийскими источниками якши проживали в гималайском регионе, окружающем Кайлаш. Их царём был Кубера (или Вайшравана). В Рамаяне говорится, что Кубера основал или восстановил царство Ланка (сейчас Шри-Ланка) и населил это место якшами. Позже это место захватил приемный брат Раван и Кубера двинулся в Гималаи в область Кайлаша.
В индийском искусстве якши изображаются как угрожающие воители или внушительного вида, крепкие и похожие на карликов. Якши традиционно изображаются невысокими, коренастыми, с отвислым животом. Такой иконографический тип будет в последующие века чрезвычайно популярен в буддийском искусстве, о чем свидетельствуют произведения, выполненные уже не в Индии, а в Китае, Тибете, Монголии…
Вместе с якшами изображались и женщины-якшини с пышной грудью и широкими бёдрами, связанные с силами плодородия. Якши и якшини были не просто ассимилированы буддийским искусством, они заняли свое место в мифологии буддизма: так, в одной из легенд о царе Ашоке, именно якши помогают ему обрести сокровища, необходимые для возведения множества ступ.
В индийском штате Керала, Южной Индии якшини изображаются как вампиры-обворожительницы. Считалось, что они подстерегали мужчин, соблазняли их своей красотой и высасывали у них кровь.
Якши в Буддизме
В древнем буддизме якши и якшини считались низшими божествами, однако их роль значительна: в широком смысле они были охранителями учения, а в узком — охраняли буддийский храм от злых духов, в силу этого их часто изображали попарно на воротах и оградах ступ и других культовых построек.
Якши - являются слугами добродетельного божества Вайшраваны, Охранителя Северных Врат бога богатства.
Они также связаны с медициной: двенадцать якша дали обет Будде Медицины защищать всех тех, кто читает его сутру или произносит его мантру.
В тибетском буддизме якша - "ноджин" (gnod sbyin).
Якша или яккха на языке пали — в индуизме, буддизме и джайнизме — одна из разновидностей природных духов, ассоциируемых с деревьями и выступающих хранителями природных сокровищ[1]. Женская форма — якши или якшини. С одной стороны, якша может быть совершенно безобидным существом, ассоциируемым с лесами и горами, а с другой — подобным ракшасы монстром-людоедом, злым духом или демоном, поедающим путников в лесной глухомани.
Якша выступает рассказчиком в поэме Калидасы «Мегхадута», где он представлен как романтический персонаж, страдающий от разлуки со своей возлюбленной. На контрасте с этим выступает якша в дидактическом индуистском трактате «Якшапрашна» («Вопросы Якши»). Здесь якша представлен опасным людоедом, духом вод, угрожающим жизни героя Юдхиштхиры.
В индийском искусстве якши изображаются либо как грозные воины, либо как толстые гномы. Якши-женщины, называемые якшини, изображаются как красивые, улыбающиеся, круглолицые девушки с большой грудью и бёдрами. В южноиндийском штате Керала якшини изображаются как чародейки-вампиры.
якша , или яккха на языке пали — в индуизме, буддизме и джайнизме — одна из разновидностей природных духов, ассоциируемых с деревьями и выступающих хранителями природных сокровищ. Женская форма — якши или якшини. С одной стороны, якша может быть совершенно безобидным существом, ассоциируемым с лесами и горами, а с другой — подобным ракшасе монстром-людоедом, злым духом или демоном, поедающим путников в лесной глухомани.
Якша выступает рассказчиком в поэме Калидасы «Мегхадута», где он представлен как романтический персонаж, страдающий от разлуки со своей возлюбленной. На контрасте с этим выступает якша в дидактическом индуистском трактате «Якшапрашна» («Вопросы Якши»). Здесь якша представлен опасным людоедом, духом вод, угрожающим жизни героя Юдхиштхиры.
В индийском искусстве якши изображаются либо как грозные воины, либо как толстые гномы. Якши-женщины, называемые якшини, изображаются как красивые, улыбающиеся, круглолицые девушки с большой грудью и бёдрами. В южноиндийском штате Керала якшини изображаются как чародейки-вампиры.
Якша (Sanskrit यक्ष, yakṣa , yakkha in Pāli ) - имя широкого класса духов природы, которые являются охранителями природных сокровищ, спрятанных в земле и корнях деревьев. Они появляются в мифологии Буддизма, Индуизма и Джайнизма. Женская форма - якши или якшини. (pāli: yakkhī or yakkhinī).
Якша может быть безобидным существом, духом, живущим в лесах и горах, но также в индийском фольклоре якшами являются духи-людоеды, демоны, которые обитают в заброшенных пустынных местах, подстерегают и пожирают путешественников, подобно ракшасам.
Например, в поэме Калидаса «Мегхадута» якша – романтическая фигура, тоскующий по любви своей возлюбленной. А в поучительном индуистком трактате «Вопросы Якшы» опасный каннибалл Якша, дух-охранитель озера покушается на жизнь эпического героя.
Возможно, первоначально якши были божествами (духами)-охранителями лесов и деревень и позже стали упоминаться как охранители земли и богатств, запрятанных под землёй.
В соответствии с древнеиндийскими источниками якши проживали в гималайском регионе, окружающем Кайлаш. Их царём был Кубера (или Вайшравана). В Рамаяне говорится, что Кубера основал или восстановил царство Ланка (сейчас Шри-Ланка) и населил это место якшами. Позже это место захватил приемный брат Раван и Кубера двинулся в Гималаи в область Кайлаша.
В индийском искусстве якши изображаются как угрожающие воители или внушительного вида, крепкие и похожие на карликов. Якши традиционно изображаются невысокими, коренастыми, с отвислым животом. Такой иконографический тип будет в последующие века чрезвычайно популярен в буддийском искусстве, о чем свидетельствуют произведения, выполненные уже не в Индии, а в Китае, Тибете, Монголии…
Вместе с якшами изображались и женщины-якшини с пышной грудью и широкими бёдрами, связанные с силами плодородия. Якши и якшини были не просто ассимилированы буддийским искусством, они заняли свое место в мифологии буддизма: так, в одной из легенд о царе Ашоке, именно якши помогают ему обрести сокровища, необходимые для возведения множества ступ.
В индийском штате Керала, Южной Индии якшини изображаются как вампиры-обворожительницы. Считалось, что они подстерегали мужчин, соблазняли их своей красотой и высасывали у них кровь.
Якши в Буддизме
В древнем буддизме якши и якшини считались низшими божествами, однако их роль значительна: в широком смысле они были охранителями учения, а в узком — охраняли буддийский храм от злых духов, в силу этого их часто изображали попарно на воротах и оградах ступ и других культовых построек.
Якши - являются слугами добродетельного божества Вайшраваны, Охранителя Северных Врат бога богатства.
Они также связаны с медициной: двенадцать якша дали обет Будде Медицины защищать всех тех, кто читает его сутру или произносит его мантру.
В тибетском буддизме якша - "ноджин" (gnod sbyin).