Римско-католическая церковь (лат. Ecclesia Catholica Romana) — принятый сначала XVII века неофициальный термин для обозначения той части Западной Церкви, которая осталась в общении с Римским епископом после РеформацииXVI века. В русском языке термин обычно используется как синоним понятия«Католическая церковь», хотя во многих странах соответствующие термины наиных языках различаются. Во внутренних документах РКЦ использует длясамообозначения либо термин «Церковь» (с определённым артиклем в языках, имеющих его), либо «Католическая церковь» (Ecclesia Catholica). РКЦ полагаетлишь себя Церковью в подлинном смысле слова. Сама РКЦ использует данноесамообозначение в своих совместных документах с иными христианскимиинститутами, многие из которых рассматривают себя также как часть«католической» церкви.
Восточные католические церкви используют термин в более узком смысле, подразумевая институт католической Церкви латинского обряда (включая, нарядус Римским, амвросианский, брагский, лионский и мосарабский).
С 1929 года центр — государство-город Ватикан во главе с папой римским. Состоит из Латинской Церкви (Латинского обряда) и 22 восточно-католическихавтономных Церквей (лат. Ecclesia ritualis sui iuris или Ecclesia sui iuris), признающих верховную власть Римского епископа.
Крупнейшая ветвь христианства, отличающаяся организационнойцентрализованностью и наибольшим числом приверженцев (около четвертинаселения мира в 2004 г.).
Определяет себя четырьмя существенным свойствами (notae ecclesiae):единством, кафоличностью, определённую святым Павлом (Еф 4.4-5), святостью и апостоличностью.
Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никейском иАфанасьевском символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и I Ватиканского соборов. Популярная обобщённаядоктрина изложена в «Катехизисе».
Согласно доктрине католической Церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «возвещена в прообразахуже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана впоследние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков». [2]Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте [3].
Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам (I век).
Социальная доктрина
Социальная доктрина Католической Церкви наиболее развита по сравнению с другими христианскимиконфессиями и течениями, что обусловлено наличием обширного опыта выполнения светских функций вСредневековье, а позднее и взаимодействиями с обществом и государством в условиях демократии. В XVI в. немецкий теолог Руперт Мельдений выдвинул знаменитую максиму: «in necessariis unitas, in dubiis libertas, inomnibus caritas» — «в необходимом — единство, в сомнениях — свобода, во всём — добродушие». Известныйтеолог, кардинал Йозеф Хеффнер определил социальное учение Католической Церкви как «совокупностьсоциально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических(взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и овытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».
Социальное учение Католической Церкви опиралось сначала на августинизм, а позже — на томизм иосновывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм. Католическаяцерковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные игуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог, однако, сотворив человекакак существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. По мнению Иоанна Павла II, «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ». Опыт СССР наглядно продемонстрировал, что настойчивое вмешательство государства может угрожать личной свободе и инициативе, поэтому католические теологи подчеркнули дуализм государства и общества. В решениях Второго Ватиканского Собора и энцикликах Иоанна Павла II отстаивалась необходимость разделения властей и правового характера государства, при котором первичны законы, а не воля уполномоченных должностных лиц. В то же время, признавая различие и самостоятельность природы и цели Церкви и государства, католические теологи подчёркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же». Одновременно Католическая Церковь противостоит тенденциям закрытости государств, то есть противопоставляет «национальные традиции» общечеловеческим ценностям.
Организация и управление
В иерархическом плане клир, чётко отделяемый от мирян, различается по трём степеням священства: епископ;
священник. диакон.
Иерархия клира подразумевает наличие многочисленных церковных степеней и должностей (см. Церковные степени и должности в Римско-католической церкви), как пример: кардинал; архиепископ; примас; митрополит; прелат; аббат;
Существуют также должности ординария, викария и коадъютора — последние две должности включают функцию заместителя или помощника, например епископа. Члены монашеских орденов иногда называются регулярным (от лат. «regula» — правило) клиром, но большинство, назначаемое епископом, являетсядиоцезиальным или секулярным. Территориальными единицами могут являться: диоцез (епархия); архидиоцез (архиепархия); апостольская администратура; апостольская префектура; апостольский экзархат; апостольский викариат; территориальная прелатура; территориальное аббатство;
Каждая территориальная единица состоит из приходов, которые иногда могут быть сгруппированы в деканаты. Объединение епархий и архиепархий называется митрополией, центр которой всегда совпадает с центром архиепархии.
Существуют также военные ординариаты, обслуживающие воинские части. Партикулярные Церкви в мире, атакже различные миссии, носят статус «sui iuris». В 2004 г. такой статус имели миссии в Киргизстане, Таджикистане, Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане, Афганистане, на Каймановых островах и наостровах Тёркс и Кайкос, святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, а также в Токелау и Фунафути вТувалу. В отличие от автокефальных православных церквей, все зарубежные католические церкви, в томчисле sui iuris, находятся в ведомстве Ватикана.
Коллегиальность в управлении Церковью (extra Ecclesiam nulla salus) коренится ещё в апостольских временах. Административную власть Папа проводит в соответствии с «Кодексом канонического права» и можетсоветоваться со Всемирным синодом епископов. Диоцезиальные клерики (архиепископы, епископы и др.) действуют в рамках ординарной юрисдикции, то есть связанной по закону с должностью. Этим правом обладает также ряд прелатов и аббатов, а священники — в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.
Римская Католическая Церковь
Римско-католическая церковь (лат. Ecclesia Catholica Romana) — принятый сначала XVII века неофициальный термин для обозначения той части Западной Церкви, которая осталась в общении с Римским епископом после РеформацииXVI века. В русском языке термин обычно используется как синоним понятия«Католическая церковь», хотя во многих странах соответствующие термины наиных языках различаются. Во внутренних документах РКЦ использует длясамообозначения либо термин «Церковь» (с определённым артиклем в языках, имеющих его), либо «Католическая церковь» (Ecclesia Catholica). РКЦ полагаетлишь себя Церковью в подлинном смысле слова. Сама РКЦ использует данноесамообозначение в своих совместных документах с иными христианскимиинститутами, многие из которых рассматривают себя также как часть«католической» церкви.
Восточные католические церкви используют термин в более узком смысле, подразумевая институт католической Церкви латинского обряда (включая, нарядус Римским, амвросианский, брагский, лионский и мосарабский).
С 1929 года центр — государство-город Ватикан во главе с папой римским. Состоит из Латинской Церкви (Латинского обряда) и 22 восточно-католическихавтономных Церквей (лат. Ecclesia ritualis sui iuris или Ecclesia sui iuris), признающих верховную власть Римского епископа.
Крупнейшая ветвь христианства, отличающаяся организационнойцентрализованностью и наибольшим числом приверженцев (около четвертинаселения мира в 2004 г.).
Определяет себя четырьмя существенным свойствами (notae ecclesiae):единством, кафоличностью, определённую святым Павлом (Еф 4.4-5), святостью и апостоличностью.
Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никейском иАфанасьевском символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и I Ватиканского соборов. Популярная обобщённаядоктрина изложена в «Катехизисе».
Согласно доктрине католической Церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «возвещена в прообразахуже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана впоследние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков». [2]Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте [3].
Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам (I век).
Социальная доктрина
Социальная доктрина Католической Церкви наиболее развита по сравнению с другими христианскимиконфессиями и течениями, что обусловлено наличием обширного опыта выполнения светских функций вСредневековье, а позднее и взаимодействиями с обществом и государством в условиях демократии. В XVI в. немецкий теолог Руперт Мельдений выдвинул знаменитую максиму: «in necessariis unitas, in dubiis libertas, inomnibus caritas» — «в необходимом — единство, в сомнениях — свобода, во всём — добродушие». Известныйтеолог, кардинал Йозеф Хеффнер определил социальное учение Католической Церкви как «совокупностьсоциально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических(взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и овытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».
Социальное учение Католической Церкви опиралось сначала на августинизм, а позже — на томизм иосновывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм. Католическаяцерковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные игуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог, однако, сотворив человекакак существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. По мнению Иоанна Павла II, «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ». Опыт СССР наглядно продемонстрировал, что настойчивое вмешательство государства может угрожать личной свободе и инициативе, поэтому католические теологи подчеркнули дуализм государства и общества. В решениях Второго Ватиканского Собора и энцикликах Иоанна Павла II отстаивалась необходимость разделения властей и правового характера государства, при котором первичны законы, а не воля уполномоченных должностных лиц. В то же время, признавая различие и самостоятельность природы и цели Церкви и государства, католические теологи подчёркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же». Одновременно Католическая Церковь противостоит тенденциям закрытости государств, то есть противопоставляет «национальные традиции» общечеловеческим ценностям.
Организация и управление
В иерархическом плане клир, чётко отделяемый от мирян, различается по трём степеням священства: епископ;
священник. диакон.
Иерархия клира подразумевает наличие многочисленных церковных степеней и должностей (см. Церковные степени и должности в Римско-католической церкви), как пример: кардинал; архиепископ; примас; митрополит; прелат; аббат;
Существуют также должности ординария, викария и коадъютора — последние две должности включают функцию заместителя или помощника, например епископа. Члены монашеских орденов иногда называются регулярным (от лат. «regula» — правило) клиром, но большинство, назначаемое епископом, являетсядиоцезиальным или секулярным. Территориальными единицами могут являться: диоцез (епархия); архидиоцез (архиепархия); апостольская администратура; апостольская префектура; апостольский экзархат; апостольский викариат; территориальная прелатура; территориальное аббатство;
Каждая территориальная единица состоит из приходов, которые иногда могут быть сгруппированы в деканаты. Объединение епархий и архиепархий называется митрополией, центр которой всегда совпадает с центром архиепархии.
Существуют также военные ординариаты, обслуживающие воинские части. Партикулярные Церкви в мире, атакже различные миссии, носят статус «sui iuris». В 2004 г. такой статус имели миссии в Киргизстане, Таджикистане, Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане, Афганистане, на Каймановых островах и наостровах Тёркс и Кайкос, святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, а также в Токелау и Фунафути вТувалу. В отличие от автокефальных православных церквей, все зарубежные католические церкви, в томчисле sui iuris, находятся в ведомстве Ватикана.
Коллегиальность в управлении Церковью (extra Ecclesiam nulla salus) коренится ещё в апостольских временах. Административную власть Папа проводит в соответствии с «Кодексом канонического права» и можетсоветоваться со Всемирным синодом епископов. Диоцезиальные клерики (архиепископы, епископы и др.) действуют в рамках ординарной юрисдикции, то есть связанной по закону с должностью. Этим правом обладает также ряд прелатов и аббатов, а священники — в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.