Риндзай-сю — одна из двух крупнейших японских школдзэн, наряду со школой Сото.
Риндзай считается первой дзэн-буддийской школой, появившейся на Японских островах. Около 1199 года монах Эйсай дзэндзи (1141—1215) представил форму буддизма, ставшую впоследствии известной как Риндзай-сю, при дворе сёгуна Камакура. Школа появилась в результате распространения одноимённой китайской школы Линьцзи-цзун, основателем которой был китайский учитель Линьцзи Исюань (яп. Риндзай Гигэн).
Особенностью философии школы риндзай является догмат о возможности немедленного просветления и использование практикующими, совместно с практикой медитации (основным путём достижения просветления в философии школы Сото), коанов — иррациональных загадок или притч-вопросов, разрешение которых может не лежать в логической плоскости, но, с помощью «интеллектуального потрясения» способно помочь достижению сатори.
Помимо упражнений в медитации и коанов, риндзай целенаправленно культивирует у своих последователей необходимость заниматься боевыми искусствами. Это позволяет адептам заниматься самодисциплинированием и избегать страха смерти путём прямого изменения сознания. Кроме того, благодаря такой идеологии, риндзай была воспринята в сословии самураев, в отличие от сото, получившей распространение у представителей не столь высоких сословий.
Особое расположение военной касты к риндзай сохранилось и в период Токугава. Эта школа стала практически незаменимым атрибутом образования самурая, её идеология во многом способствовала возникновению самурайского кодекса бусидо.
Некоторый упадок риндзай-сю приходится на конец XVII века — середину XVIII века. Однако это направление дзэн-буддизма было с успехом возрождено Хакуином Экаку.
Школа риндзай-сю сейчас разбита на четырнадцать направлений, которые называются по имени главного храма. Самая большая школа управляется в храме Мёсин-дзи в Киото. Другие хорошо известные храмы в Киото — Нандзэн-дзи, Тэнрю-дзи, Сёкоку-дзи, Тофуку-дзи и Дайтоку-дзи. Всего в Японии имеется около 6000 храмов школы риндзай-сю.
Ветви риндзай-сю:
Кеннин-дзи (основана в 1202 Эйсаем в Киото); Тофуку-дзи (основана в 1236 Энни в Киото); Кентьо-дзи (основана в 1253 Ранкеем Дорю в Камакуре); Энкаку-дзи (основана в 1282 Мугаку Согена в Камакура); Нандзэн-дзи (основана в 1291 Мукан Фумоном в Киото); Кокутай-дзи (основана в 1300 Дзиуном Мёи в Тояме); Дайтоку-дзи (основана в 1315 Сёхо Мётё в Киото); Когаку-дзи (основана в 1378 Бассуем Токусё); Мёсин-дзи (основана в 1337 Кандзаном Эгеном в Киото); Тенрю-дзи (основана в 1339 Мусо Сосэки в Киото); Эйген-дзи (основана в 1361 Дзякусицу Кэнко в Хигасиоми); Хоко-дзи (основана в 1384 Мумоном Гэнсэном в Хамамацу); Сёкоку-дзи (основана в 1392 Мусо Сосэки в Киото); Буццу-дзи (основана в 1397 Гутю Сюкю в Михара)
Риндзай-сю — одна из двух крупнейших японских школдзэн, наряду со школой Сото.
Риндзай считается первой дзэн-буддийской школой, появившейся на Японских островах. Около 1199 года монах Эйсай дзэндзи (1141—1215) представил форму буддизма, ставшую впоследствии известной как Риндзай-сю, при дворе сёгуна Камакура. Школа появилась в результате распространения одноимённой китайской школы Линьцзи-цзун, основателем которой был китайский учитель Линьцзи Исюань (яп. Риндзай Гигэн).
Особенностью философии школы риндзай является догмат о возможности немедленного просветления и использование практикующими, совместно с практикой медитации (основным путём достижения просветления в философии школы Сото), коанов — иррациональных загадок или притч-вопросов, разрешение которых может не лежать в логической плоскости, но, с помощью «интеллектуального потрясения» способно помочь достижению сатори.
Помимо упражнений в медитации и коанов, риндзай целенаправленно культивирует у своих последователей необходимость заниматься боевыми искусствами. Это позволяет адептам заниматься самодисциплинированием и избегать страха смерти путём прямого изменения сознания. Кроме того, благодаря такой идеологии, риндзай была воспринята в сословии самураев, в отличие от сото, получившей распространение у представителей не столь высоких сословий.
Особое расположение военной касты к риндзай сохранилось и в период Токугава. Эта школа стала практически незаменимым атрибутом образования самурая, её идеология во многом способствовала возникновению самурайского кодекса бусидо.
Некоторый упадок риндзай-сю приходится на конец XVII века — середину XVIII века. Однако это направление дзэн-буддизма было с успехом возрождено Хакуином Экаку.
Школа риндзай-сю сейчас разбита на четырнадцать направлений, которые называются по имени главного храма. Самая большая школа управляется в храме Мёсин-дзи в Киото. Другие хорошо известные храмы в Киото — Нандзэн-дзи, Тэнрю-дзи, Сёкоку-дзи, Тофуку-дзи и Дайтоку-дзи. Всего в Японии имеется около 6000 храмов школы риндзай-сю.
Ветви риндзай-сю:
Кеннин-дзи (основана в 1202 Эйсаем в Киото); Тофуку-дзи (основана в 1236 Энни в Киото); Кентьо-дзи (основана в 1253 Ранкеем Дорю в Камакуре); Энкаку-дзи (основана в 1282 Мугаку Согена в Камакура); Нандзэн-дзи (основана в 1291 Мукан Фумоном в Киото); Кокутай-дзи (основана в 1300 Дзиуном Мёи в Тояме); Дайтоку-дзи (основана в 1315 Сёхо Мётё в Киото); Когаку-дзи (основана в 1378 Бассуем Токусё); Мёсин-дзи (основана в 1337 Кандзаном Эгеном в Киото); Тенрю-дзи (основана в 1339 Мусо Сосэки в Киото); Эйген-дзи (основана в 1361 Дзякусицу Кэнко в Хигасиоми); Хоко-дзи (основана в 1384 Мумоном Гэнсэном в Хамамацу); Сёкоку-дзи (основана в 1392 Мусо Сосэки в Киото); Буццу-дзи (основана в 1397 Гутю Сюкю в Михара)