Каждая наука имеет собственный набор методов исследования. Метод (от греч. methodos - способ, путь) - это способ, или путь познания. Методологией называют учение о способах познания.
Суть общефилософского метода исследования действительности состоит в следующем. Рассуждая об основных принципах устройства мира, философы выявляют наиболее общие стороны его существования и выражают их в предельно общих понятиях - категориях. Затем из этих понятий выстраивают систему, объясняющую мир в целом и способную объяснить мир в любой его частности.
Кроме того, философия выступает в качестве методологии, т.е. в качестве учения о способах познания для других наук. В рамках философии вырабатываются наиболее общие способы познания, используемые частными науками, а также обосновываются возможности их применения в различного рода исследованиях.
Еще первые античные философы называли мудростью не только обобщенные знания обо всем, но и умение, или искусство, знать обо всем. "Мудрый, насколько это возможно, знает всё, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности, - утверждал Аристотель. - ...Знание обо всем необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, ибо в некотором смысле он знает всё, подпадающее под общее".
Поставив перед собой задачу научить "умению выявлять общее", Аристотель создал учение о законах рационального мышления, выражаемого в словах - логику (от греч. logos - слово, понятие, мысль, закон, учение, наука). Логика - это умение, или искусство, рассуждать. Она раскрывает пути движения мысли к истинному знанию. Логические методы лежат в основе философских рассуждений, а также в основе построения теорий в других науках.
К общелогическим методам относятся: анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение) - разложение целого на составляющие части; синтез (от греч. synthesis - соединение, составление) - обобщение, сведение частей в единое целое; индукция (от лат. inductio - введение) - выведение общего умозаключения из частного; дедукция (от лат. deductio - выведение) - выведение частного умозаключения из общего; аналогия (от греч. analogia - сходство) - выведение заключений об одних свойствах объектов на основе соответствия, сходства их других свойств.
Следует помнить, что философия имеет дело не с реальными объектами, а с понятиями об этих объектах, поэтому анализ, синтез, индукция и другие логические действия относятся здесь именно к понятиям.
Основные разделы философии
Как и любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию, свои разделы, изучающие определенные комплексы проблем.
Классическими разделами философии считаются онтология - учение о бытии, гносеология - теория познания, логика - наука о законах мышления, этика - учение о нравственности, эстетика - учение о прекрасном, история философии - учение о развитии философского знания.
Онтология (от греч. ontos - сущее и logos - слово, закон, учение, наука) - учение о сущем, учение о бытии. Онтология - это раздел философии, изучающий бытие.
Отвлекаясь от конкретных форм бытия (которые изучаются другими разделами философии и частными науками), онтология изучает наиболее общие закономерности, присущие всем видам существования, изучает характеристики самого бытия, бытия как такового. Эти наиболее общие формы существования выражаются в основных онтологических категориях - материальное и идеальное, объективное и субъективное, содержание и форма, целое и часть, пространство и время, движение, развитие и т.д.
В составе онтологии выделяют свои подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования основных сфер бытия - природы, человека и общества. Такими подразделами являются философия природы (натурфилософия), философская антропология (антропософия) и социальная философия (философия общества).
Гносеология (от греч. gnosis - познание) - учение о познании, или теория познания.
Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, рассматривает различные виды и способы познания существующего мира. Важнейшими проблемами гносеологии являются вопросы о пределах познавательных возможностей человека и о свойствах истины.
Особое место в современной теории познания отводится изучению научного познания. Подразделом гносеологии, изучающим особенности научного познания, является науковедение. Важнейшую роль в развитии науки играет учение о методах научного познания.
Еще одним основополагающим разделом философии является логика - наука о законах мышления. Логика изучает формы, способы и средства мышления. Центральное место в логике занимают проблемы языка, который рассматривается как среда существования мысли.
Содержательным ядром, основой логики является формальная логика - учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Формальная логика исследует основные принципы ведения рационального рассуждения, отвлекаясь от того, о чем именно ведется рассуждение. Формальная логика изучает различные формы выражения мыслей, а также основные связи между мыслями, которые составляют структуру языкового мышления. Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской.
С конца XIX в. получила распространение математическая (символическая) логика, изучающая процессы мышления посредством их математического описания.
Этика (от греч. ethos -обычай, характер) - учение о нравственности, морали. В дословном переводе "этика" означает "искусство повседневного поведения".
Этика исследует природу, сущность и содержание нравственности, изучает ценностные основания человеческой жизни.
Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение о нормах человеческого поведения. В рамках этики начала формироваться социальная проблематика философии, составившая позднее содержание общественных наук.
Центральной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество или же нормы нравственности изначально присущи человеку как таковому? Имеют ли понятия "добро" и "зло" объективную, не зависящую от человека основу?
Эстетика (от греч. aisthetikos - искусно чувствующий, чувственность) - учение о законах прекрасного. Эстетика, как и этика, является одним из древнейших разделов философии.
Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Древнейшее назначение эстетики - научить человека наслаждаться своими чувствами, точнее - наслаждаться миром, открываемым с помощью чувств, открывать для себя космос - красоту и гармонию мирового порядка.
Уже в античной философии прекрасное отождествлялось с истинным, а постижение прекрасного считалось одним из основных путей к высшей мудрости - софии.
Важное место в эстетике занимает вопрос о критериях прекрасного. Является ли прекрасное само по себе прекрасным, или же это человек осознает его как "прекрасное", превращая тем самым в "прекрасное" само по себе "никакое"?
История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней.
На определенном этапе развития каждой науки начинает формироваться отрасль, посвященная изучению ее собственной истории. С конца XVIII - начала XIX вв., когда стали появляться попытки уловить основные закономерности развития человеческой истории, в том числе и развития общественной мысли, в рамках философии сложилось новое направление, быстро ставшее одним из ее основных разделов - история философии, предметом которой стали основные закономерности развития философской мысли. В современном философском знании история философии занимает одну из ведущих позиций.
Структурной основой истории философии является ее периодизация, т.е. разделение на периоды, этапы, а также направления и школы в рамках периодов и этапов.
В истории философии выделяют четыре основных периода: античную философию (VII в. до н.э. - III в. н.э.); философию средних веков и эпохи Возрождения (III - XVI вв.); философию Нового времени (XVII - XIX вв.); философию XX - ХXI вв. В каждом из этих периодов выделяют свои этапы.
Философия изучает непознанное с точки зрения онтологии, гносеологии, логики, этики и эстетики :)
Каждая наука имеет собственный набор методов исследования. Метод (от греч. methodos - способ, путь) - это способ, или путь познания. Методологией называют учение о способах познания.
Суть общефилософского метода исследования действительности состоит в следующем. Рассуждая об основных принципах устройства мира, философы выявляют наиболее общие стороны его существования и выражают их в предельно общих понятиях - категориях. Затем из этих понятий выстраивают систему, объясняющую мир в целом и способную объяснить мир в любой его частности.
Кроме того, философия выступает в качестве методологии, т.е. в качестве учения о способах познания для других наук. В рамках философии вырабатываются наиболее общие способы познания, используемые частными науками, а также обосновываются возможности их применения в различного рода исследованиях.
Еще первые античные философы называли мудростью не только обобщенные знания обо всем, но и умение, или искусство, знать обо всем. "Мудрый, насколько это возможно, знает всё, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности, - утверждал Аристотель. - ...Знание обо всем необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, ибо в некотором смысле он знает всё, подпадающее под общее".
Поставив перед собой задачу научить "умению выявлять общее", Аристотель создал учение о законах рационального мышления, выражаемого в словах - логику (от греч. logos - слово, понятие, мысль, закон, учение, наука). Логика - это умение, или искусство, рассуждать. Она раскрывает пути движения мысли к истинному знанию. Логические методы лежат в основе философских рассуждений, а также в основе построения теорий в других науках.
К общелогическим методам относятся: анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение) - разложение целого на составляющие части; синтез (от греч. synthesis - соединение, составление) - обобщение, сведение частей в единое целое; индукция (от лат. inductio - введение) - выведение общего умозаключения из частного; дедукция (от лат. deductio - выведение) - выведение частного умозаключения из общего; аналогия (от греч. analogia - сходство) - выведение заключений об одних свойствах объектов на основе соответствия, сходства их других свойств.
Следует помнить, что философия имеет дело не с реальными объектами, а с понятиями об этих объектах, поэтому анализ, синтез, индукция и другие логические действия относятся здесь именно к понятиям.
Основные разделы философии
Как и любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию, свои разделы, изучающие определенные комплексы проблем.
Классическими разделами философии считаются онтология - учение о бытии, гносеология - теория познания, логика - наука о законах мышления, этика - учение о нравственности, эстетика - учение о прекрасном, история философии - учение о развитии философского знания.
Онтология (от греч. ontos - сущее и logos - слово, закон, учение, наука) - учение о сущем, учение о бытии. Онтология - это раздел философии, изучающий бытие.
Отвлекаясь от конкретных форм бытия (которые изучаются другими разделами философии и частными науками), онтология изучает наиболее общие закономерности, присущие всем видам существования, изучает характеристики самого бытия, бытия как такового. Эти наиболее общие формы существования выражаются в основных онтологических категориях - материальное и идеальное, объективное и субъективное, содержание и форма, целое и часть, пространство и время, движение, развитие и т.д.
В составе онтологии выделяют свои подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования основных сфер бытия - природы, человека и общества. Такими подразделами являются философия природы (натурфилософия), философская антропология (антропософия) и социальная философия (философия общества).
Гносеология (от греч. gnosis - познание) - учение о познании, или теория познания.
Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, рассматривает различные виды и способы познания существующего мира. Важнейшими проблемами гносеологии являются вопросы о пределах познавательных возможностей человека и о свойствах истины.
Особое место в современной теории познания отводится изучению научного познания. Подразделом гносеологии, изучающим особенности научного познания, является науковедение. Важнейшую роль в развитии науки играет учение о методах научного познания.
Еще одним основополагающим разделом философии является логика - наука о законах мышления. Логика изучает формы, способы и средства мышления. Центральное место в логике занимают проблемы языка, который рассматривается как среда существования мысли.
Содержательным ядром, основой логики является формальная логика - учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Формальная логика исследует основные принципы ведения рационального рассуждения, отвлекаясь от того, о чем именно ведется рассуждение. Формальная логика изучает различные формы выражения мыслей, а также основные связи между мыслями, которые составляют структуру языкового мышления. Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской.
С конца XIX в. получила распространение математическая (символическая) логика, изучающая процессы мышления посредством их математического описания.
Этика (от греч. ethos -обычай, характер) - учение о нравственности, морали. В дословном переводе "этика" означает "искусство повседневного поведения".
Этика исследует природу, сущность и содержание нравственности, изучает ценностные основания человеческой жизни.
Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение о нормах человеческого поведения. В рамках этики начала формироваться социальная проблематика философии, составившая позднее содержание общественных наук.
Центральной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество или же нормы нравственности изначально присущи человеку как таковому? Имеют ли понятия "добро" и "зло" объективную, не зависящую от человека основу?
Эстетика (от греч. aisthetikos - искусно чувствующий, чувственность) - учение о законах прекрасного. Эстетика, как и этика, является одним из древнейших разделов философии.
Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Древнейшее назначение эстетики - научить человека наслаждаться своими чувствами, точнее - наслаждаться миром, открываемым с помощью чувств, открывать для себя космос - красоту и гармонию мирового порядка.
Уже в античной философии прекрасное отождествлялось с истинным, а постижение прекрасного считалось одним из основных путей к высшей мудрости - софии.
Важное место в эстетике занимает вопрос о критериях прекрасного. Является ли прекрасное само по себе прекрасным, или же это человек осознает его как "прекрасное", превращая тем самым в "прекрасное" само по себе "никакое"?
История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней.
На определенном этапе развития каждой науки начинает формироваться отрасль, посвященная изучению ее собственной истории. С конца XVIII - начала XIX вв., когда стали появляться попытки уловить основные закономерности развития человеческой истории, в том числе и развития общественной мысли, в рамках философии сложилось новое направление, быстро ставшее одним из ее основных разделов - история философии, предметом которой стали основные закономерности развития философской мысли. В современном философском знании история философии занимает одну из ведущих позиций.
Структурной основой истории философии является ее периодизация, т.е. разделение на периоды, этапы, а также направления и школы в рамках периодов и этапов.
В истории философии выделяют четыре основных периода: античную философию (VII в. до н.э. - III в. н.э.); философию средних веков и эпохи Возрождения (III - XVI вв.); философию Нового времени (XVII - XIX вв.); философию XX - ХXI вв. В каждом из этих периодов выделяют свои этапы.