Феномен прерывания постепенности в процессах развития по-разному объясняется прошлыми и современными диалектическими учениями; классическая философская теория скачка предложена Гегелем. С середины XIX в. идея о скачкообразных изменениях входит в естествознание благодаря методологическим новациям в биологии. Импульс шел из Англии - от теории эволюции Ч. Дарвина и эволюционистского позитивизма Г Спенсера. Вероятно, термин "Э." впервые в эволюционистском смысле употребил в 1875 г. философ и журналист Дж. Г. Льюис, отвергавший механицизм в биологии. Затем понятие Э. легло в основание "теории эмерджентной эволюции" в трудах двух англичан - философа-неореалиста С. Александера ("Пространство, время и божество", 1927) и биолога и философа К. Л. Моргана ("Эмерджентная эволюция", 1927). Они объясняли многообразие мира происшедшей серией эмердженций, т. е. внезапных скачков, появляющихся по воле Бога из пространства-времени. Э., как типу внезапного изменения, противопоставляется обычное количественное изменение ("результат"). Э. невозможно рационально объяснить или логически вывести из предшествующих уровней существования исходных элементов; он объявляется "простой целостностью", неразложимой на части.
Феномен прерывания постепенности в процессах развития по-разному объясняется прошлыми и современными диалектическими учениями; классическая философская теория скачка предложена Гегелем. С середины XIX в. идея о скачкообразных изменениях входит в естествознание благодаря методологическим новациям в биологии. Импульс шел из Англии - от теории эволюции Ч. Дарвина и эволюционистского позитивизма Г Спенсера. Вероятно, термин "Э." впервые в эволюционистском смысле употребил в 1875 г. философ и журналист Дж. Г. Льюис, отвергавший механицизм в биологии. Затем понятие Э. легло в основание "теории эмерджентной эволюции" в трудах двух англичан - философа-неореалиста С. Александера ("Пространство, время и божество", 1927) и биолога и философа К. Л. Моргана ("Эмерджентная эволюция", 1927). Они объясняли многообразие мира происшедшей серией эмердженций, т. е. внезапных скачков, появляющихся по воле Бога из пространства-времени. Э., как типу внезапного изменения, противопоставляется обычное количественное изменение ("результат"). Э. невозможно рационально объяснить или логически вывести из предшествующих уровней существования исходных элементов; он объявляется "простой целостностью", неразложимой на части.