Энесидем - античный философ, последователь скептика Пиррона. Известен формулировкой десяти скептических аргументов («тропов») в пользу воздержания от суждения.
Первые пять тропов (или, по Диогену Лаэртскому, «апорий согласования видимого и мыслимого») сформулированы применительно к субъекту суждения: трудно судить, что же на самом деле истинно, когда 1) у различных живых существ представления об одних и тех же вещах различаются; 2) различны особенности восприятия различных людей; 3) чувства дают очень специфический срез опыта: яблоко одно, а глаз видит только его цвет, а вкус – только кислоту либо сладость; 4) судящий всегда пребывает в каком-либо состоянии (болезнь, страх, старость, любовь, печаль и т.д.), что влияет на его оценку; 5) судящий находится во власти определенных обычаев, верований и законов. Отсюда следует, что от суждения об истинности следует воздержаться.
Остальные пять тропов делают акцент на объекте суждения: 6) ничто не является в чистом виде, но всегда внутри определенной среды, что влияет на наше восприятие; 7) восприятие всех предметов искажаются пространством; 8) одинаковые вещи действуют по-разному в зависимости от их количества; 9) события по-разному воспринимаются в зависимости от их обычности или необычности; 10) все соотносительно, в т.ч. мыслимое – с мышлением, – таким образом, само по себе все непознаваемо. Аргументация Энесидема была суммирована позднее Агриппой в его пяти тропах.
По Энесидему, невозможно никакое подлинное познание вещей, поскольку каждому нашему утверждению можно противопоставить другое утверждение, ему противоположное. Лучше всего отказаться вообще от всяких утверждений, т.к. только таким образом и можно достигнуть счастья.
Энесидем - античный философ, последователь скептика Пиррона. Известен формулировкой десяти скептических аргументов («тропов») в пользу воздержания от суждения.
Первые пять тропов (или, по Диогену Лаэртскому, «апорий согласования видимого и мыслимого») сформулированы применительно к субъекту суждения: трудно судить, что же на самом деле истинно, когда 1) у различных живых существ представления об одних и тех же вещах различаются; 2) различны особенности восприятия различных людей; 3) чувства дают очень специфический срез опыта: яблоко одно, а глаз видит только его цвет, а вкус – только кислоту либо сладость; 4) судящий всегда пребывает в каком-либо состоянии (болезнь, страх, старость, любовь, печаль и т.д.), что влияет на его оценку; 5) судящий находится во власти определенных обычаев, верований и законов. Отсюда следует, что от суждения об истинности следует воздержаться.
Остальные пять тропов делают акцент на объекте суждения: 6) ничто не является в чистом виде, но всегда внутри определенной среды, что влияет на наше восприятие; 7) восприятие всех предметов искажаются пространством; 8) одинаковые вещи действуют по-разному в зависимости от их количества; 9) события по-разному воспринимаются в зависимости от их обычности или необычности; 10) все соотносительно, в т.ч. мыслимое – с мышлением, – таким образом, само по себе все непознаваемо. Аргументация Энесидема была суммирована позднее Агриппой в его пяти тропах.
По Энесидему, невозможно никакое подлинное познание вещей, поскольку каждому нашему утверждению можно противопоставить другое утверждение, ему противоположное. Лучше всего отказаться вообще от всяких утверждений, т.к. только таким образом и можно достигнуть счастья.