С точки зрения взаимоотношений, которые существуют в организации выделяют конфликты горизонтальные и вертикальные. К горизонтальным, относится конфликт, возникающий между отдельными направлениями деятельности организации. Например, между бухгалтерским и экономическим отделом. Другой уровень между различными уровнями иерархии по вертикали, например, это между начальниками и подчиненными.
Различают следующие уровни конфликта в организации.1. Межличностный конфликт. Он характеризуется тем, что в противостояние вовлечены два (или более) индивида. Такой конфликт часто сопровождает изменения в организации, так как они нарушают сложившийся баланс сил и затрагивают личные интересы работников. Желание отстоять свои интересы толкает людей на борьбу с проводниками изменений и лично с теми работниками, которые в результате этих изменений выигрывают. Часто позиция активного противостояния работника приводит к его неприятию преобразования в целом.
2. Внутригрупповой конфликт. Этот конфликт захватывает большее количество людей, чем межличностный. Он может включать в себя сумму межличностных конфликтов, конфликт между личностью и группой, столкновение между частями или всеми членами группы. Этот уровень конфликта также широко распространен в процессе проведения преобразований. Стремление защитить свою позицию и свои интересы в меняющейся ситуации сталкивает работников между собой, приводит к формированию группировок, отстаивающих сходные взгляды.
3. Межгрупповой конфликт. Представляет собой противостояние различных групп работников. При этом межгрупповой конфликт может охватывать как формальные, так и неформальные группы. Например, при перестройке руководителем организации системы работы с информацией и документооборота меняются объем и содержание работы подразделений. При этом может возникнуть конфликт между подразделениями, которые не хотят принимать на себя новые обязанности, так как считают, что их должно выполнять другое подразделение.
4. Внутриорганизационный конфликт. Этот конфликт охватывает всю организацию в целом, т.е. в него втянуты и личности, и группы. Такой конфликт является крайне разрушительным для организации. Он может возникнуть в случае непродуманных, неупорядоченных действий но проведению изменений, когда затронуты интересы очень многих работников и рабочих групп, а перспективы – результаты преобразований – туманны и непонятны для них. В случае возникновения внутриорганизационного конфликта управлять организацией очень сложно, поэтому нельзя допускать его возникновения.
Кроме перечисленных выше уровней конфликта существует еще так называемый внутриличностный конфликт. Это особый вид конфликта, в котором не участвуют два или более индивида (согласно определению конфликта вообще), но тем не менее о нем необходимо помнить руководителю.
С точки зрения взаимоотношений, которые существуют в организации выделяют конфликты горизонтальные и вертикальные. К горизонтальным, относится конфликт, возникающий между отдельными направлениями деятельности организации. Например, между бухгалтерским и экономическим отделом. Другой уровень между различными уровнями иерархии по вертикали, например, это между начальниками и подчиненными.
Различают следующие уровни конфликта в организации.1. Межличностный конфликт. Он характеризуется тем, что в противостояние вовлечены два (или более) индивида. Такой конфликт часто сопровождает изменения в организации, так как они нарушают сложившийся баланс сил и затрагивают личные интересы работников. Желание отстоять свои интересы толкает людей на борьбу с проводниками изменений и лично с теми работниками, которые в результате этих изменений выигрывают. Часто позиция активного противостояния работника приводит к его неприятию преобразования в целом.
2. Внутригрупповой конфликт. Этот конфликт захватывает большее количество людей, чем межличностный. Он может включать в себя сумму межличностных конфликтов, конфликт между личностью и группой, столкновение между частями или всеми членами группы. Этот уровень конфликта также широко распространен в процессе проведения преобразований. Стремление защитить свою позицию и свои интересы в меняющейся ситуации сталкивает работников между собой, приводит к формированию группировок, отстаивающих сходные взгляды.
3. Межгрупповой конфликт. Представляет собой противостояние различных групп работников. При этом межгрупповой конфликт может охватывать как формальные, так и неформальные группы. Например, при перестройке руководителем организации системы работы с информацией и документооборота меняются объем и содержание работы подразделений. При этом может возникнуть конфликт между подразделениями, которые не хотят принимать на себя новые обязанности, так как считают, что их должно выполнять другое подразделение.
4. Внутриорганизационный конфликт. Этот конфликт охватывает всю организацию в целом, т.е. в него втянуты и личности, и группы. Такой конфликт является крайне разрушительным для организации. Он может возникнуть в случае непродуманных, неупорядоченных действий но проведению изменений, когда затронуты интересы очень многих работников и рабочих групп, а перспективы – результаты преобразований – туманны и непонятны для них. В случае возникновения внутриорганизационного конфликта управлять организацией очень сложно, поэтому нельзя допускать его возникновения.
Кроме перечисленных выше уровней конфликта существует еще так называемый внутриличностный конфликт. Это особый вид конфликта, в котором не участвуют два или более индивида (согласно определению конфликта вообще), но тем не менее о нем необходимо помнить руководителю.