Вот пример аналитической таблицы «Возрастная периодизация в зарубежной и отечественной психологии», а также сравнительный анализ этих подходов:
Психологическая концепцияОсновные этапы возрастной периодизацииХарактеристика этаповПредставителиЗарубежная психология1. Раннее детство (0-2 года)Формирование базовых ощущений и привязанностейЭриксон, Пиаже2. Детство (2-6 лет)Развитие игровой активности, языка, социальностиВиготский3. Младший школьный возраст (6-12 лет)Развитие когнитивных и учебных навыковПиаже4. Подростковый возраст (12-18 лет)Формирование идентичности и самосознанияЭриксон5. Молодость (18-30 лет)Интеграция социальных и профессиональных ролейАрьес, Левинсон6. Взрослость (30-65 лет)Установление стабильных отношений и карьерыЭриксон7. Пожилой возраст (65+)Рефлексия жизни, подготовка к старостиКотлер, Левинсон-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Отечественная психология1. Раннее детство (0-3 года)Формирование основ общения и самоопределенияВыготский, А.Р. Лурия2. Дошкольный возраст (3-7 лет)Развитие эмоциональной сферы и воображенияВыготский3. Школьный возраст (7-17 лет)Овладение общественными нормами и учебными навыкамиВыготский, Корчик4. Подростковый возраст (17-20 лет)Конструирование идентичности и мироощущенияЭриксон5. Молодость (20-30 лет)Поиск себя в профессии и личных отношенияхА. А. Бодалев6. Зрелый возраст (30-50 лет)Реализация жизненных целей, семейные отношенияА. А. Бодалев7. Пожилой возраст (50+)Осмысление пройденного, развитие мудростиЛевинсонСравнительный анализ
Общие этапы и возрастные границы:
Оба подхода выделяют раннее, дошкольное, школьное и подростковое детство, однако отечественная психология делает акцент на более детальном делении, особенно в раннем возрасте.
Подход к развитию:
Зарубежная психология часто акцентирует внимание на когнитивном развитии (например, работы Пиаже), тогда как отечественная психология выделяет социально-культурные аспекты и влияние среды на развитие (Выготский).
Идентичность и самосознание:
У обоих подходов имеется фокус на становлении идентичности в подростковом возрасте, но зарубежная психология больше акцентирует внимание на кризисах и задачах, в то время как в отечественной психологии подчеркивается социальный контекст.
Взрослость и пожилой возраст:
Зарубежная психология рассматривает процесс взросления через призму достижения определенных жизненных целей и реализации, тогда как в отечественной психологии акцент делается на социальные роли и личностное развитие через профессиональную идентификацию.
Философские и культурные различия:
В зарубежной психологии акцент на индивидуализме и самореализации, в то время как в отечественной психологии присутствует фокус на социальной ответственности и коллективизме.
Такой сравнительный анализ может служить основой для дальнейшего исследования возрастных периодизаций и их применимости в различных контекстах.
Вот пример аналитической таблицы «Возрастная периодизация в зарубежной и отечественной психологии», а также сравнительный анализ этих подходов:
Психологическая концепцияОсновные этапы возрастной периодизацииХарактеристика этаповПредставителиЗарубежная психология1. Раннее детство (0-2 года)Формирование базовых ощущений и привязанностейЭриксон, Пиаже2. Детство (2-6 лет)Развитие игровой активности, языка, социальностиВиготский3. Младший школьный возраст (6-12 лет)Развитие когнитивных и учебных навыковПиаже4. Подростковый возраст (12-18 лет)Формирование идентичности и самосознанияЭриксон5. Молодость (18-30 лет)Интеграция социальных и профессиональных ролейАрьес, Левинсон6. Взрослость (30-65 лет)Установление стабильных отношений и карьерыЭриксон7. Пожилой возраст (65+)Рефлексия жизни, подготовка к старостиКотлер, Левинсон-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Отечественная психология1. Раннее детство (0-3 года)Формирование основ общения и самоопределенияВыготский, А.Р. Лурия2. Дошкольный возраст (3-7 лет)Развитие эмоциональной сферы и воображенияВыготский3. Школьный возраст (7-17 лет)Овладение общественными нормами и учебными навыкамиВыготский, Корчик4. Подростковый возраст (17-20 лет)Конструирование идентичности и мироощущенияЭриксон5. Молодость (20-30 лет)Поиск себя в профессии и личных отношенияхА. А. Бодалев6. Зрелый возраст (30-50 лет)Реализация жизненных целей, семейные отношенияА. А. Бодалев7. Пожилой возраст (50+)Осмысление пройденного, развитие мудростиЛевинсонСравнительный анализОбщие этапы и возрастные границы:
Оба подхода выделяют раннее, дошкольное, школьное и подростковое детство, однако отечественная психология делает акцент на более детальном делении, особенно в раннем возрасте.Подход к развитию:
Зарубежная психология часто акцентирует внимание на когнитивном развитии (например, работы Пиаже), тогда как отечественная психология выделяет социально-культурные аспекты и влияние среды на развитие (Выготский).Идентичность и самосознание:
У обоих подходов имеется фокус на становлении идентичности в подростковом возрасте, но зарубежная психология больше акцентирует внимание на кризисах и задачах, в то время как в отечественной психологии подчеркивается социальный контекст.Взрослость и пожилой возраст:
Зарубежная психология рассматривает процесс взросления через призму достижения определенных жизненных целей и реализации, тогда как в отечественной психологии акцент делается на социальные роли и личностное развитие через профессиональную идентификацию.Философские и культурные различия:
В зарубежной психологии акцент на индивидуализме и самореализации, в то время как в отечественной психологии присутствует фокус на социальной ответственности и коллективизме.Такой сравнительный анализ может служить основой для дальнейшего исследования возрастных периодизаций и их применимости в различных контекстах.
Здравствуйте, к сожалению, очень сложно понять, где начинается и где заканчивается один столбец и начинается другой