Решите задачу № 1. За помощью обратилась Антонина Ивановна, мама 8-летнего Вани с просьбой помочь отучить ребенка воровать деньги. Когда Ване было 3 года, мама с папой разошлись по причине алкоголизма последнего. Через 2 года мама снова вышла замуж. Сергей Петрович охотно помогал ей воспитывать мальчика, так как этот брак у него первый и своих детей не было. Полтора года назад в семье родился маленький Степа, мама стала домохозяйкой, а папа стал вдвое больше работать, чтобы обеспечить семью. Ваня в это время пошел в первый класс. В это же время он стал воровать деньги у отца. Несколько раз разговаривали с ним «по-хорошему», потом ругали, ставили в угол, не пускали гулять, но ситуация не поменялась. В последний раз он украл 1000 руб. 1. Как вы думаете, на каком этапе жизненного цикла находится семья? Какие задачи она не может решить сама? 2. В чем заключается истинная сущность проблемы? Решите задачу № 2. В семье 4 человека: мать Анна Николаевна (41 год) – учитель географии, отец Александр Брониславович (43 года) – железнодорожный рабочий, сын Степан (19 лет) – студент гуманитарного университета, сын Костя (13 лет) – школьник. За помощью обратилась Татьяна Николаевна с просьбой помочь в воспитании младшего сына. Костя стал очень агрессивный, на него часто жалуются в школе. Причиной обращения послужил последний случай в школе, когда Костя ударил одноклассницу по спине, и ей потребовалась помощь врача. Анна Николаевна извинилась перед родителями девочки, но дома «сорвалась», накричала на сына, поссорилась с мужем, который не может «повлиять на ребенка, вечно занят своей машиной». По ее словам, дома эта история часто повторяется: в школе жалуются на сына, дома она со всеми ругается, понимает, что с сыном справиться не может. Она чувствует беспомощность, так как «все приходится решать самой». В начале семейной жизни у мужа были проблемы с алкоголем, да и сейчас он «не очень-то стремится помогать в воспитании детей». 1. Определите стадию жизненного цикла семьи. 2. Дайте комментарий сути проблемной ситуации. Для этого предположите, какие цели ставят члены семьи? Являются ли эти цели настоящей проблемой семьи? Опишите суть сложившейся ситуации.
Этап жизненного цикла семьи и нерешаемые задачи:
Семья Антонины Ивановны находится на этапе «воспитание детей». На этом этапе возникают такие задачи, как обеспечение эмоционального и физического благополучия детей, развитие их социальной ответственности и umение решать конфликты. В данном случае семья не может решить проблему воровства Вани самостоятельно. Основные трудности заключаются в отсутствии навыков общения с ребенком и недостаточном понимании причин его поведения. При этом возможно присутствие ресурсов, таких как внешняя помощь (например, консультации психолога), но они не были использованы.
Истинная сущность проблемы:
Проблема воровства у Вани может быть связана с несколькими факторами: недостатком внимания из-за появления младшего брата и изменений в семейной динамике, а также возможными эмоциональными проблемами, которые он испытывает в результате развод родителей и постоянного стресса из-за работы отца. Важно понять, что воровство может быть сигналом о том, что ребенок не получает необходимой для него поддержки и эмоциональной связи с родителями, что и сказывается на его поведении.
Задача № 2
Стадия жизненного цикла семьи:
Семья Анны Николаевны, по всей видимости, находится на стадии «воспитание подростков». В этой стадии главной задачей является поддержка и социальная адаптация подростков, а также решение возникающих конфликтов и проблем.
Комментарий к сути проблемной ситуации:
Основные цели членов семьи различаются. Анна Николаевна, как мать, хочет обеспечить безопасность и хорошую адаптацию Кости в социуме, однако, ее подход к решению проблемы заключается в эмоциональной реакции, что может подрывать доверие к ней у сына. У Александра Брониславовича есть стремление сосредоточиться на своем хобби (машине), возможно, чтобы избежать конфликтов, или же не знает, как справиться с ситуацией. Степан, находясь в подростковом возрасте, мог бы стать посредником по проблемам Кости, но находится в своей сфере, думая о собственных делах.
Таким образом, суть сложившейся ситуации заключается в неумении родителей объединиться для решения проблемы в силу различий в их подходах к воспитанию и недостатка коммуникации. Они сталкиваются с нарастающим конфликтом и чувством беспомощности, что усугубляет атмосферу в семье. Проблема агрессивного поведения Кости является следствием более глубоких семейных недостатков, таких как нехватка внимания и поддержки, неумение родителем правильно настроить коммуникацию с подростком и отсутствие единой стратегии по воспитанию.
Этап жизненного цикла семьи и нерешаемые задачи: Семья Антонины Ивановны находится на этапе «воспитание детей». На этом этапе возникают такие задачи, как обеспечение эмоционального и физического благополучия детей, развитие их социальной ответственности и umение решать конфликты. В данном случае семья не может решить проблему воровства Вани самостоятельно. Основные трудности заключаются в отсутствии навыков общения с ребенком и недостаточном понимании причин его поведения. При этом возможно присутствие ресурсов, таких как внешняя помощь (например, консультации психолога), но они не были использованы.
Истинная сущность проблемы: Проблема воровства у Вани может быть связана с несколькими факторами: недостатком внимания из-за появления младшего брата и изменений в семейной динамике, а также возможными эмоциональными проблемами, которые он испытывает в результате развод родителей и постоянного стресса из-за работы отца. Важно понять, что воровство может быть сигналом о том, что ребенок не получает необходимой для него поддержки и эмоциональной связи с родителями, что и сказывается на его поведении.
Задача № 2Стадия жизненного цикла семьи: Семья Анны Николаевны, по всей видимости, находится на стадии «воспитание подростков». В этой стадии главной задачей является поддержка и социальная адаптация подростков, а также решение возникающих конфликтов и проблем.
Комментарий к сути проблемной ситуации: Основные цели членов семьи различаются. Анна Николаевна, как мать, хочет обеспечить безопасность и хорошую адаптацию Кости в социуме, однако, ее подход к решению проблемы заключается в эмоциональной реакции, что может подрывать доверие к ней у сына. У Александра Брониславовича есть стремление сосредоточиться на своем хобби (машине), возможно, чтобы избежать конфликтов, или же не знает, как справиться с ситуацией. Степан, находясь в подростковом возрасте, мог бы стать посредником по проблемам Кости, но находится в своей сфере, думая о собственных делах.
Таким образом, суть сложившейся ситуации заключается в неумении родителей объединиться для решения проблемы в силу различий в их подходах к воспитанию и недостатка коммуникации. Они сталкиваются с нарастающим конфликтом и чувством беспомощности, что усугубляет атмосферу в семье. Проблема агрессивного поведения Кости является следствием более глубоких семейных недостатков, таких как нехватка внимания и поддержки, неумение родителем правильно настроить коммуникацию с подростком и отсутствие единой стратегии по воспитанию.